24 ноября 2011
Виктория Бурковская прокомментировала для «Ведомостей» внесение проекта закона о присоединении России к конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных сделок

Не давайте иностранцам

Россия присоединится к конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных чиновников. Сейчас российские предприниматели - мировые рекордсмены по даче взяток за рубежом

Максим Товкайло

«Я только что внес проект закона о присоединении России к конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных сделок», - заявил вчера президент Дмитрий Медведев на встрече с сотрудниками Генпрокуратуры, МВД, Следственного комитета и представителями гражданского общества (цитаты по «Интерфаксу»).

Конвенция разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1997 г. Присоединение к конвенции - обязательное условие членства в ОЭСР, а Россия планирует завершить основные переговоры о вступлении в организацию к 2013 г., отмечает чиновник Минэкономразвития.

Под должностными лицами понимаются представители всех ветвей власти, а также сотрудники госкомпаний. Их подкуп подлежит «соразмерному и суровому уголовному наказанию», его тяжесть государства определяют «в соответствии со своими правовыми принципами». В России наказание действует с мая этого года - вплоть до 12 лет лишения свободы, однако примеров подобных дел не было, знает руководитель российского отделения Transparency International Елена Панфилова.

«Смысл конвенции - избежав наказания в стране, где совершено правонарушение, компания понесет наказание у себя дома», - говорит Панфилова. Представители стран, ратифицировавших конвенцию, встречаются два раза в год и обмениваются информацией о возможных случаях подкупа своих чиновников иностранными компаниями, добавляет она.

Закона о ратификации недостаточно, чтобы конвенция заработала, нужны еще и поправки в Уголовный кодекс, предупреждает партнер ЕПАМ Виктория Бурковская: «Прежде всего нужно прописать норму, что к ответственности можно привлекать даже в том случае, если преступление не нарушает интересов России». Тогда наказание будет грозить не только тем компаниям, которые напрямую подкупают иностранных чиновников, но и делающим это через свои зарубежные «дочки», отмечает Бурковская.

Согласно опубликованному Transparency International в начале ноября индекcу взяткодателей, компании из России чаще остальных дают взятки за рубежом (см. врез). В 2006 г. американская BFI Group обвинила «Русал» в подкупе нигерийских чиновников при проведении тендера на продажу 77,5% алюминиевой Alscon. Претензии были поданы в нигерийские и американские суды, но не были поддержаны. В 90-е гг. за коррупционные действия при заключении контракта на поставку истребителей МиГ-29 в Перу перуанские правоохранители объявляли в розыск занимавшего в 1997 г. должность директора «Росвооружения» Евгения Ананьева, однако развития дело не получило.

Помимо конвенции нужна политическая воля выполнять ее, отмечает Панфилова: «Российское законодательство уже позволяет бороться с коррупцией, однако применяется слабо». Кроме того, правоохранители должны научиться выявлять подобные преступления, отмечает Панфилова, для этого нужны специальные подразделения.