4 марта 2010
Валерия Барсукова рассказала газете «Гудок», что привлечение рекламодателей к ответственности за скрытую рекламу маловероятно

Скрытый рынок

В нашем кино чрезмерный объем рекламы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет штрафовать кинокомпании за скрытую рекламу (продакт плейсмент) алкоголя, табака и лекарств.

Как заявил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, многие современные отечественные кинокартины напоминают рекламные ролики с элементами фильмов. По его словам, антимонопольное ведомство намерено квалифицировать эти действия (продакт плейсмент) как рекламу. И возбуждать дела, если в фильмах, телепередачах или клипах рекламируются «запрещенные» продукты - алкоголь, табак и лекарства.

«Если такие случаи будут совершенно очевидными, мы будем такой фильм включать в расчет времени рекламы», - подчеркнул г-н Кашеваров. По законодательству на долю рекламы может приходиться не более 12% с каждого часа эфирного времени. За нарушения закона «О рекламе» телеканалы могут быть оштрафованы на сумму от 40 до 500 тыс. руб.

Юрист адвокатского бюро ЕПАМ Валерия Барсукова рассказала «Гудку», что закон «О рекламе» не распространяется на упоминания о товаре, его изготовителе или продавце, которые интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. «Ответственность за злоупотребления наступит, только если будет доказано, что упоминания о товарах «неорганично интегрированы» в соответствующий фильм, клип, - пояснила она. - Для этого потребуются многочисленные лингвистические, искусствоведческие, психологические и прочие экспертизы. Поэтому привлечение рекламодателей к ответственности за очевидные злоупотребления в соответствии с действующим законодательством маловероятно».

Однако, по мнению юриста, инициатива ФАС по контролю рынка продакт плейсмента вполне разумна. «Скрытая реклама стала популярной маркетинговой технологией, - подчеркнула г-жа Барсукова. - И если раньше она была ненавязчива и упоминание о товаре, как правило, являлось частью сюжета, то сейчас рекламодатели зачастую злоупотребляют своими возможностями, превращая произведения искусства в рекламную площадку».

Вице-президент Гильдии продюсеров Александр Котелевский, в свою очередь, полагает, что продакт плейсмент - это честный способ привлечения денег в киноиндустрию. «Единицы российских фильмов возвращают в прокате производственные бюджеты, - пояснил он «Гудку». - Дополнительные доходы позволяют картине выжить. К тому же продакт плейсмент идет только в «зрительское» кино, а такого у нас пока совсем мало». По словам г-на Котелевского, прежде чем применять репрессивные меры, антимонопольное ведомство должно более четко разъяснить правила игры на рынке как для кинопроизводителей, так и для телеканалов. «ФАС могла бы выпустить некую «методичку», в которой бы говорилось о том, как можно на законных основаниях использовать продакт плейсмент», - отметил он.

Верховская Маргарита