26 марта 2024
Снижение компенсации и простой товарный знак: главное в интеллектуальном праве за февраль | комментарии Ирины Косовской для портала Право.ru

Слишком простое изображение для товарного знака

В августе 2020 года Московский метрополитен решил зарегистрировать свой товарный знак — изображение в виде широкой изогнутой дуги черного цвета с закругленными и срезанными краями. Обозначение планировали разместить на вывесках, автоматах для продажи билетов, автобусах и сувенирной продукции. Роспатент в регистрации отказал, сославшись на п. 1 ст. 1483 ГК. По мнению ведомства, дуга — простая геометрическая фигура, которая не обладает различительной способностью.

Метрополитен обжаловал решение в Суде по интеллектуальным правам, который обязал Роспатент повторно рассмотреть возражения на отказ в регистрации бренда (дело № СИП-1154/2022). Тогда ведомство обратилось с жалобой в Президиум СИП, и тот отменил решение, направив дело на новое рассмотрение другим составом суда.

Заявитель настаивал, что изображение продолжает серию его товарных знаков. И поскольку этот элемент в комплексе с другими обозначениями обладает охраноспособностью, то его можно зарегистрировать и в отдельном виде. К тому же дуга — не просто фигура, а сложное обозначение, которое состоит из точки, луча, линий и угла. Еще метрополитен приложил результаты соцопроса тысячи потребителей из Москвы и Московской области.

По итогам нового рассмотрения СИП отклонил иск метрополитена. Суд не убедили результаты опроса. Еще он посчитал, что нельзя признать доминирующим элементом одну неохраноспособную линию, не доказав, что она приобрела различительную способность. Даже если она есть в составе серии товарных знаков, принадлежащих одному правообладателю.

Ирина Косовская, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности АБ ЕПАМ:

Чтобы обосновать приобретенную различительную способность, предприятие должно было привести убедительные аргументы и доказать, что российские потребители ассоциируют конкретное обозначение с конкретными товарами и услугами, оказываемыми конкретным лицом.

Косовская считает, что метрополитену следовало пересмотреть и сузить перечень товаров, в отношении которых подавалась заявка. По мнению эксперта, после разъяснений Президиума заявитель может подать новую скорректированную заявку на товарный знак, собрав полноценную доказательственную базу на этапе экспертизы заявленного обозначения. […]

Раиса Каменская, https://pravo.ru/story/251870/

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ