9 февраля 2023
Обязательный досудебный порядок обжалования решений органов госконтроля: изменилось ли что-то для бизнеса? | комментарий Павла Барышникова и Алексея Богомаза для «ЭЖ-Юрист»

С 01.01.2023 вступили в силу правила об обязательном досудебном обжаловании решений контрольных (надзорных) органов и действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — госконтроль) в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Эксперты рассказали, как изменился порядок обжалования по сравнению с действовавшими с 01.07.2021 до 31.12.2022 правилами и что следует учесть бизнесу с учетом нового регулирования.

С 01.07.2021 до 31.12.2022 действовал порядок, по которому предусматривался ограниченный перечень видов госконтроля с обязательным досудебным обжалованием (ч. 13 ст. 98 Закон № 248-ФЗ). До 01.01.2023 всего было 59 видов контроля с обязательным досудебным обжалованием (см. Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663). В этот период по общему правилу проверяемое лицо могло выбрать, как именно обжаловать действия и решения проверяющих: либо сразу идти в суд, либо воспользоваться административным порядком. С 01.01.2023 в отношении всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, досудебное обжалование мероприятий госконтроля стало обязательным.

Положения главы 9 Закона № 248-ФЗ о досудебном обжаловании применяются не ко всем видам деятельности госорганов. В частности, это правила не применяются к:

  • видам деятельности госорганов, которые не являются госконтролем. Например, это дознание, следствие, деятельность прокуратуры (ч. 3 ст. 1 Закона № 248-ФЗ);
  • видам госконтроля, к которым Закон № 248-ФЗ не применяется. Например, это налоговый и валютный контроль, контроль в сфере закупок или контроль за осуществлением иностранных инвестиций (ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ). В данную группу также входят виды госконтроля, к которым временно (до 31 декабря 2024 г.) применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Например, это контроль за оборотом наркотических средств и контроль в сфере миграции (ч. 1 ст. 26.3 Закона № 294-ФЗ).

Досудебный порядок подразумевает, что жалоба подается в электронном виде через региональные или федеральный сервисы госуслуг (ч. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). На бумажном носителе подаются только жалобы, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1.1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). По общему правилу подаваемая организацией жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). Вместе с тем в силу установленных Правительством РФ правил до 2030 г. допускается подача жалобы от имени организации с усиленной неквалифицированной подписью, интегрированную в систему госуслуг, и с простой электронной подписью физического лица при наличии у него соответствующих полномочий (п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Жалоба должна быть подана в течение 30 календарных дней, а в случае обжалования предписания — 10 календарных дней (ч. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). В принятии жалобы может быть отказано, например, если жалоба повторная или подана в неуполномоченный орган (ч. 1 ст. 42 Закона № 248-ФЗ). Рассмотрением жалобы занимается руководитель проверяющего госоргана или вышестоящий госорган (ч. 2 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). Срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней с возможностью его продления еще на 20 рабочих дней (ч. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). Вместе с жалобой может быть подано ходатайство о приостановлении действия решения госоргана, которое должно быть рассмотрено не позднее двух рабочих дней (ч. 10 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Досудебный порядок имеет как плюсы, так и минусы. Основные плюсы заключаются в единообразии, упрощении и дополнительном удобстве. Вместе с тем эти плюсы сопровождаются тем, что досудебное рассмотрение жалоб проводится самим госорганом и ограничивает возможность обращения в суд.

С введением обязательного досудебного обжалования увеличиваются риски пропуска срока обращения в суд. Срок для обращения в суд составляет три месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). При этом максимальный срок для обжалования с учетом все процедур может быть более трех месяцев: срок на подачу жалобы — до 30 календарных дней (ч. 5 ст. 40 Закона № 248-ФЗ); срок рассмотрения жалобы — до 40 рабочих дней (ч. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ), с возможностью приостановления течения этого срока еще на пять рабочих дней для дополнительного запроса документов (ч. 3 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). В случае пропуска срока обращения в суд остается возможность ходатайствовать о его восстановлении, но всегда есть риск отказа. С учетом этого в новых реалиях можно рекомендовать не откладывать подачу досудебной жалобы.

Авторы: Павел Барышников, старший юрист практики административного права и законотворчества АБ ЕПАМ; Алексей Богомаз, младший юрист практики административного права и законотворчества АБ ЕПАМ.

https://www.eg-online.ru/article/465415/

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ