14 марта 2024
Об ответственности за указание недостоверных сведений при декларировании товаров | комментарии Инны Елисановой для газеты «ЭЖ-Юрист»

К такому выводу пришел КС РФ в постановлении от 05.03.2024 № 9-П. Поводом для этого послужила проверка конституционности ч. 2 ст. 16.2 КоАП, предусматривающая административную ответственность за указание недостоверных сведений при декларировании товаров. Эксперты рассказали «ЭЖ-Юрист» о важности выводов КС РФ.

КС РФ однозначно истолковал положения ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в ситуации, когда неверное указание веса брутто одного из товаров по декларации приводит к изменению таможенной стоимости (по причине иного перераспределения транспортных расходов по товарам пропорционально весу брутто) и увеличению размера таможенных платежей по этому товару, но не влечет их увеличения по декларации в целом. Он пояснил, что в такой ситуации не допускается привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ декларанта (таможенного представителя) за указание им в таможенной декларации на товарную партию недостоверного веса брутто одного из товаров, при условии того, что в составе товарной партии находятся только товары, в отношении которых предусмотрены одинаковые база для исчисления таможенных платежей, ставка всех таможенных платежей и их состав.

Несмотря на то, что КС РФ была рассмотрена конкретная ситуация, отдельные его выводы крайне важны для правоприменительной практики в сфере таможенного регулирования, а именно:

- общая сумма расходов на перевозку партии товаров определяется и изменяется соглашением хозяйствующих субъектов (перевозчика (экспедитора) и заказчика услуг) в зависимости от вида и характера товаров, маршрута перевозки, вида транспорта, условий перевозки и т.д., то есть она не находится в зависимости от изменения фактического веса брутто товаров в товарной партии;

- само по себе заявление декларантом в таможенной декларации недостоверных сведений о весе брутто одного из товаров в товарной партии является нарушением таможенных правил. Однако совершение такого правонарушения не предопределяет наступления или ненаступления негативных последствий в виде занижения размера таможенных платежей, поскольку указанные последствия могут носить случайный характер и находятся в зависимости от состава декларируемой товарной партии.

Состав правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является материальным и требует для применения мер административной ответственности наступления последствия в виде освобождения или угрозы освобождения обязанного лица от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Наступление таких последствий подлежит определению в целом по товарной партии, то есть по таможенной декларации.

В текущих условиях ведения ВЭД (введенных ограничительных мер (санкций)) деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, затронутых соответствующими мерами. Самой приемлемой и ожидаемой реакцией таких органов, по мнению КС РФ, является принятие решений, направленных на содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств.

Конституционно-правовой смысл, указанный в постановлении, является общеобязательным и исключает любую иную правоприменительную практику. Полагаем, что эта позиция окажет качественное влияние на текущее правоприменение в сфере таможенного регулирования и исключит практику «трансформации» состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в формальный.

Полный текст статьи доступен по подписке.
«ЭЖ-Юрист» №10 (1311) 2024, https://www.eg-online.ru/article/481097/

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ