1 июля 2010
Максим Соколинский прокомментировал для «Известий» законопроект Министерства юстиции о системе бесплатной юридической помощи

Юристы для малоимущих

Александр Лебедев

В России появятся бесплатные консультанты по правовым вопросам

Исход дела в судебном процессе напрямую зависит от качества предоставленной юридической помощи. Но не у всех граждан есть средства на квалифицированного юриста. Озаботившись этой проблемой, еще в апреле Министерство юстиции внесло в правительство законопроект о системе бесплатной юридической помощи малоимущим.

В соответствии со статьей 48 Конституции в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Через семнадцать лет после принятия Конституции рождается законопроект, предусматривающий случаи оказания юридической помощи бесплатно. "Это не означает, что все семнадцать лет юридическая помощь бесплатно не оказывалась, - отмечает Максим Соколинский, старший юрист адвокатского бюро "ЕПАМ". - Сам проект многократными ссылками на существующие законы это подтверждает, правда, бесплатная юридическая помощь трактуется непривычно широко, отсюда и обилие ссылок, в основном на нормы о праворазъясняющей функции некоторых государственных органов. Проект прежде всего классифицирует юридическую помощь в зависимости от ее содержания".

Для незащищенных слоев

Помощь в виде информирования о действующем законодательстве оказывается всем. Это своего рода ликбез, призванный снизить уровень правовой безграмотности и нигилизма. Второй вид помощи подразумевает работу с конкретными людьми по конкретным вопросам. Эта помощь условно делится на консультации и ведение дел в суде, за исключением защиты по уголовным делам. Здесь круг получателей ограничен социально незащищенными слоями населения. Из проекта закона следует, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться малоимущим и некоторым прямо названным в законе категориям граждан. "Это инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры по старости, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания, - рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Иван Михайлов. - Очень важно, что разработчики законопроекта не остановились на этом".

В проекте есть норма, которая обязывает оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, формально не имеющим права на помощь, но оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, когда они не имеют возможности самостоятельно позаботиться о себе. Предполагается, что решать вопрос о бесплатной юридической помощи лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, будет специальная комиссия, образованная территориальным органом Минюста России.

Похожие нормы уже содержатся в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", однако адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь не только определенным категориям граждан, но и по определенным вопросам. "На практике это, насколько я знаю, не работает, - говорит Максим Соколинский, - так как слишком трудно найти ситуацию, когда все условия присутствуют, а кроме того, нет реального механизма заставить адвоката оказывать юридическую помощь бесплатно. Очевидно, перечисляя категории дел, по которым оказывается бесплатная юридическая помощь, авторы проекта исходили из обобщения практики нарушения прав социально незащищенных граждан: это прежде всего споры о правах на жилье, земельные участки, дела, связанные с нарушением трудовых и пенсионных прав, и т.д.".

Куда обращаться

Бесплатная юридическая помощь будет оказываться через существующие адвокатские организации. Проект детально регламентирует порядок оказания такой помощи адвокатами, но по-прежнему заставить адвоката практически невозможно. Основной гарантией того, что система бесплатной юридической помощи заработает, авторам проекта видится создание государственных юридических бюро, которые должны финансироваться из региональных бюджетов. Это своего рода альтернативная адвокатура для бедных.

- Минюст России создаст специальные бюджетные учреждения - государственные юридические бюро. Они заработают во всех федеральных округах - в их административных центрах. Кроме того, предусматривается создание филиальной сети или "отлаженной" системы выездных консультаций. Работниками бюро, оказывающими правовую помощь, могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, - отмечает Иван Михайлов. - Бюро могут заключать договоры с адвокатами о привлечении к оказанию бесплатной юридической помощи. Бюро могут заключать такие договоры и с организациями: политическими партиями, общественными и религиозными организациями, образовательными учреждениями и др.

В свое время, когда проект только разрабатывался, адвокатское сообщество отреагировало на его появление весьма неоднозначно. По мнению защитников, вместо того чтобы открывать юридические бюро и увеличивать тем самым и так далеко не маленькую армию чиновников, лучше бы выделили дополнительные средства адвокатам на бесплатную помощь малоимущим. Тем не менее Минюст в рамках экспериментальной программы (постановление правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам") открыл в десяти регионах государственные юридические бюро. Бесплатная юридическая помощь по разным отраслям права в виде консультаций в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в виде эксперимента оказывается в Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской, Ульяновской областях. Только в прошлом году специалисты таких бюро оказали помощь более чем 40 тысячам граждан.

Как бы то ни было, сегодня решено развивать оба направления параллельно: и бюро будут создаваться, и адвокатов государство сможет нанимать для защиты малоимущих.

Выискивая недостатки

Законопроект содержит в себе ряд положений, сформировавшихся как результат положительной практики Ассоциации юристов России, прикладывающей немалые усилия для оказания юридической помощи населению по широкому кругу вопросов. "Общественные приемные и центры бесплатной юридической помощи Ассоциации юристов России оказывают первичную, необходимую юридическую помощь достаточно широкому кругу граждан, помимо малоимущих, что эффективно обеспечивает доступ граждан к бесплатной юридической помощи. Вместе с тем создание системы бесплатной юридической помощи на государственном уровне, а не на уровне общественной организации должно обеспечить оказание гражданам более широкого спектра юридических услуг", - уверена Мария Истомина, юрист юридической компании "Юков, Хренов и партнеры".

Законопроект Минюста достаточно интересен. Его принятие является важнейшей гарантией реализации права, предусмотренного ст. 48 Конституции - права на получение квалифицированной юридической помощи. Однако есть у него и существенные недостатки. Самый главный недочет - концепция разделения государственных органов на те, которые ставят перед гражданином правовые проблемы, и те, которые эти правовые проблемы решают. Представляется, что юридическая помощь должна оказываться гражданам также и органами, в которые они обращаются за решением своей ситуации. Например, суд, в который исковое заявление поступило с нарушением принципов подведомственности или подсудности, не должен возвращать заявление, как это делается сейчас, а самостоятельно направлять его в соответствующий суд, уведомив участников процесса. Тогда перед гражданином не встанет задача по установлению компетентного суда.

Кроме того, каким странным это ни покажется в данном случае, важнейший вопрос оказания бесплатной юридической помощи - вопрос финансирования - оказался в проекте закона практически неосвещенным. "Неясно, какова будет зарплата работников бюро. Сейчас в бюро, созданных в порядке эксперимента, юрисконсультам установлен оклад 9000 рублей. Будет ли профессиональный юрист, уже имеющий высшее юридическое образование, консультировать за такие деньги? Наверное, нет", - полагает Иван Михайлов.

"Немаловажным является вопрос качества оказываемой помощи, а также квалификации юристов, занимающихся ее оказанием. Ни для кого не секрет, что слова "бесплатно" и "некачественно" являются в представлении населения практически синонимами. Для повышения качества и эффективности работы юристов необходимы стимулирующие меры по привлечению кадрового состава, гарантии оплаты и привлечение волонтеров", - продолжает Александр Хренов, председатель Комиссии по правам человека Ассоциации юристов России, партнер юридической компании "Юков, Хренов и партнеры".

Основной недостаток проекта - попытка в одном законе объять необъятное: здесь и деятельность государственных органов по информированию и консультированию граждан, и создание специального института для бесплатной помощи (юридического бюро), и попытка подключить к этому процессу адвокатуру, притом что существующее правовое регулирование ее деятельности нельзя признать удовлетворительным. За всем этим теряется сам потребитель бесплатной юридической помощи. Проект написан с благими намерениями, но, к сожалению, есть риск того, что государственные юридические бюро, по сути безответственные перед клиентом, будут озабочены только своей статистикой и своевременным освоением бюджетных средств, что поставит их по степени доверия со стороны населения в один ряд с милицией, собесом и коммунальными службами, резюмирует Максим Соколинский.

* * *

А как сейчас

Сегодня функционирует несколько систем бесплатной юридической помощи. Это помощь малоимущим гражданам со стороны адвокатских образований, оказание правовой помощи в создаваемых при Ассоциации юристов России общественных приемных и центрах бесплатной юридической помощи, а также оказание помощи в государственных юридических бюро. Кроме того, существуют юридические клиники при вузах, где студенты практикуются по несложным делам, давая бесплатные консультации под руководством преподавателей. Вопреки расхожему мнению, защитник в уголовном деле, предоставляемый за счет государства, "бесплатным" по своей сути не является - расходы на него могут взыскиваться с подзащитного при вынесении обвинительного приговора.