4 марта 2010
Антон Костенко рассказал газете «Известия» о возможности получения гражданами доступа к судебным данным

Ближе к народу

Судебные органы расскажут о себе

С 1 июля вступает в силу закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Законодатели уверены, что граждане получат реальный доступ к судебным данным. Правда, нужные сведения уже и сегодня можно найти на сайтах Высшего арбитражного суда, Верховного суда, а вот с районными судами дело обстоит похуже. Для реального исполнения нового закона потребуется существенная модернизация материальной базы судов общей юрисдикции. Вопрос в том, выделит ли государство на это средства.

Одной из основных задач федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ об обеспечении доступа к информации о деятельности судов является создание механизма реализации конституционного права каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции) в области правосудия. Кроме того, закон также призван обеспечить исполнение органами государственной власти обязанности, установленной ст. 24 Конституции - предоставить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В частности, новый закон вводит еще одну форму получения информации - запрос, который любое лицо вправе направить в суд по почте. Суд будет обязан ответить на такой запрос в 30-дневный срок. Автор запроса не обязан его мотивировать, а вот отказ в предоставлении сведений должен быть мотивирован с указанием конкретных норм закона, которые ограничивают право суда на предоставление такой информации.

Вопрос времени

- Предполагается, что действие этого закона позволит добиться повышения качества правосудия, исключит коррупцию, приблизит судебную власть к населению и создаст, таким образом, благоприятную почву для открытых взаимоотношений, повысив уровень доверия общества к судебной власти. Исполнение требований этого закона обязательно для всех органов судебной власти, - отмечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Юлия Аносова. - Единственным препятствием для практической реализации норм закона в кратчайшие сроки может являться недостаточная материально-техническая оснащенность судов. Однако внедрение новых правил, установленных этим законом, всего лишь вопрос времени.

Действительно, уже сегодня граждане имеют реальный доступ к информации о деятельности судов. Свои сайты есть у большинства судов арбитражной системы, включая кассационные суды и Высший арбитражный суд РФ. На них оперативно публикуются судебные акты, там можно получить информацию о движении дела, а также узнать о назначении судей и получить другие новости. Например, можно подписаться на рассылку сайта Арбитражного суда г. Москвы и регулярно узнавать новости суда или информацию о движении конкретного дела. Хуже обстоят дела с судами общей юрисдикции. «Это связано с тем, что таких судов намного больше, их материальное обеспечение намного хуже и количество рассматриваемых дел больше. У районных судов нет оборудования для сканирования судебных актов, нет средств и специалистов для поддержания сайтов и т.п., - поясняет Антон Костенко, партнер, адвокатское бюро ЕПАМ. - Поэтому для реального исполнения нового закона потребуется существенная модернизация материальной базы судов общей юрисдикции. То есть нужно будет выделить значительные средства из бюджета».

Чей сайт?

С сайтами государственных органов вообще творится непонятная история. Еще 1 января 2010 г. вступил в силу федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ. Одним из средств обеспечения доступа граждан к официальной информации закон называет интернет, а основным местом ее публикации - официальные сайты органов власти. Однако ряд таких сайтов просто-напросто не соответствует предъявляемым к ним законом требованиям. В частности, в пункте 5 статьи 1 закона N 8-ФЗ указано, что официальный сайт должен содержать информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления; его электронный адрес должен включать доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Сайт, не соответствующий хотя бы одному из перечисленных требований, с точки зрения закона, не является официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления.

- Следовательно, можно предположить, что информация, размещенная на таком сайте, может быть недостоверной, - говорит Юлия Аносова. - К сожалению, в настоящее время интернет-пространство в России остается все-таки недостаточно законодательно урегулированной сферой. В частности, не существует четкого нормативного определения понятия «доменное имя», хотя оно употребляется во многих нормативно-правовых актах. Так, например, в подп. 5 п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса доменные имена упоминаются в качестве способа адресации интернет-ресурса. Законодательством также не урегулированы вопросы использования, владения и распоряжения этим объектом. В связи с этим определенную трудность может вызвать вопрос об определении принадлежности доменного имени соответствующему государственному органу или органу местного самоуправления.

В интернете существуют сервисы, позволяющие определить лицо, на чье имя зарегистрировано доменное имя. Например, это можно сделать на сайте официального регистратора доменной зоны .ru - ЗАО «РСИЦ» по адресу: www.nic.ru «http://www.nic.ru». Согласно сервису, некоторые сайты государственных органов или органов местного самоуправления зарегистрированы на частные организации. Установить же, насколько правомерно используется домен указанными органами, практически невозможно, а соответственно, нельзя определить статус сайта и достоверность размещенной на нем информации.

В то же время Антон Костенко уверен, что «если сайт действительно создан госорганом во исполнение данного закона и этот сайт содержит указание на то, что является официальным сайтом, то несоответствие некоторым формальным требованиям не лишает информацию на сайте официального статуса». Кстати, если есть сомнения, что сайт создан госорганом, то следует направить в этот госорган запрос о подтверждении адреса ресурса либо просто позвонить в пресс-центр.

Отказ от иллюзий

Параллельно с открытостью органов власти законодатели уже давно пытаются добиться качества и эффективности исполнения принимаемых ими решений. К примеру, осенью в Госдуму был внесен проект федерального закона N 254940-5. По замыслу авторов, принятие документа позволит обеспечить снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров, улучшить взаимодействие с органами власти, сделать доступнее для граждан и организаций информацию о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии и т.д. и т.п. Конечно, поставленные цели и задачи чрезвычайно актуальны и важны в настоящее время. Однако сегодня сложно оценить, насколько полной и удачной будет их реализация. «Об эффективности принятого закона можно будет судить только после начала его практического применения. Будем надеяться, что нормы закона будут успешно реализованы на практике в условиях современной России, а не будут носить лишь декларативный характер», - заявляет Юлия Аносова.

Напомним, кампанию по снижению административных барьеров власти безуспешно ведут с начала 2000-х годов. Однако все предпринимаемые меры имели ограниченный положительный эффект. По-настоящему дебюрократизировать экономику так и не удалось. - Другого трудно было ожидать, потому что в результате всей этой деятельности по-настоящему не затрагивалось самое главное - мотивация чиновников, - считает партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Административные барьеры у нас продолжают оставаться инструментом извлечения чиновниками административной (статусной) ренты. Увы, проводившаяся в 2000-х годах административная реформа совершенно не затронула сложившееся положение. Это означает, что, даже если удается убрать (снизить) какие-то административные барьеры, рядом тут же возникают новые или усиливаются старые. Мотивация-то не изменилась! Увы, законопроект «Об общих принципах организации предоставления госуслуг...» не является в этом ряду попыток борьбы с административными барьерами исключением. Так что не стоит питать особых иллюзий.

Даже указанный законопроект, если его примут и он все же станет законом, является рамочным и сам по себе практически применяться не может. Для его реального применения нужно будет принять множество подзаконных актов, административных регламентов. Тем не менее такой базовый закон тоже необходим, так как в нем сконцентрированы ключевые принципы оказания государственных услуг, уверен Антон Костенко. «Если говорить о преодолении административных барьеров, то для этого нужны две важные вещи, которых в законе нет. Первое - эффективный и оперативный механизм судебной защиты прав граждан, пострадавших от административных барьеров. А также механизм наказания ответственных чиновников. Только под страхом неотвратимой ответственности чиновники изменят свой подход и начнут считать нас не «просителями», а «клиентами» госуслуги. Второе - реальное и существенное уменьшение количества согласований. Эффективность госуслуги (каким совершенным бы ни был административный регламент) будет определяться тем, сколько подписей человеку нужно собрать своими ногами. Идеально - это принцип одного окна, когда гражданин обращается с просьбой, а сами чиновники ответственны за сбор всех подписей», - резюмирует он.

Александр Лебедев