Нефть в большом городе
ЕКАТЕРИНА ФОКИНА
Уже шесть лет московские чиновники пытаются создать нефтяную компанию - по замыслам, в нее должна трансформироваться Московская нефтегазовая компания (МНГК). Пока же история МНГК сильно смахивает на скандальный сериал. Дошло до того, что основной партнер московских властей в этом проекте - Шалва Чигиринский - может привлечь к судебной ответственности своего родного брата, помешавшего планам Юрия Лужкова.
Нефтяная компания создается Центральной топливной компанией, принадлежащей московским властям, и британской Sibir Energy. По разным данным на начало июля, 43,8-51% акций этой компании контролировала семья Чигиринских. При этом один из офшоров (Bennfield ltd., ему принадлежит 43,8% акций компании) прочно ассоциируется с фигурой известного столичного бизнесмена Шалвы Чигиринского.
Сама идея сотрудничества с Sibir Energy незамысловата. Московские власти получают от <британцев> нефть, а значит, сохраняют контроль над ее переработкой в Москве и могут вести поставки нефтепродуктов на столичный рынок (40% рынка). Эту нефть и должна обеспечить Sibir Energy, ведь у московских чиновников своего сырья нет. Однако сценарии сотрудничества правительства Москвы и Sibir Energy без конца приходится пересматривать. К тому же вокруг <британского> партнера столичных властей сейчас столько спекуляций, что на многие вопросы подчас можно получить противоположные ответы.
"Сибнефть" умыла
Первые попытки столичных чиновников получить собственную нефтяную компанию относятся еще к 1999 году. Тогда власти договорились с "ЛУКОЙЛом" и "Татнефтью" о создании нефтяной компании, но потом побоялись потерять столичный топливный бизнес под возможным напором таких сильных игроков и сменили партнера. Была выбрана Sibir Energy - куда более мелкая компания, однако, как казалось, она могла гарантировать московским властям сохранение своих топливных активов. За ней стоял человек из команды Лужкова - Шалва Чигиринский. Поначалу партнеры планировали строить бизнес на базе Московской нефтяной компании, однако из-за угрозы судебного иска со стороны прокуратуры Москвы, недовольной тем, как создавалась эта компания, в 2003 году стороны решили зарегистрировать другое юридическое лицо - Московскую нефтегазовую компанию. Судебная власть промолчала.
Ожидалось, что в новой компании и чиновники, и "британцы" получат по 50% голосов. Но и на этот раз Москве не повезло. Столичные власти внесли доли компаний, находящихся на балансе Центральной топливной компании - 38% акций (51% голосующих) Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), 38% (51% голосующих) "Моснефтепродукта" и 100% "Московской топливной компании". Это приличные активы: переработка мощностью 10 млн. тонн в год, сеть нефтебаз и 64 АЗС в Московской области, а также 73 АЗС в Москве. Между тем Sibir Energy, обещавшая внести 50% добывающей компании "Сибнефть-Югры", со своими обязанностями не справилась. Хотя, если бы это произошло и "Сибнефть-Югра" вышла бы на ожидаемый уровень нефтедобычи, Москва получила бы 5-5,5 млн. тонн нефти уже к 2008-2009 годам. Но в 2002-2003 годах представители "Сибнефти" (ей принадлежит оставшиеся 50% "Сибнефть-Югры") размыли долю своего партнера до менее чем 1%. Так что своей нефти для московского НПЗ у МНГК до сих пор нет - это снижает маржу топливного бизнеса. Единственным утешением для московских властей в этой ситуации может быть то, что с прошлого года обеспечением поставок нефти для заполнения практически всей квоты МНГК на заводе (а это 50% переработки) должна заниматься Sibir Energy.
Раньше решением подобных проблем столичные чиновники занимались сами.
Большой брат смотрит на тебя
Представители "Сибнефти" утверждают, что размывание доли Sibir Energy в "Сибнефть-Югре" произошло в рамках договоренностей с Шалвой Чигиринским об условиях создания последней компании. Напомним: тогда Sibir Energy через "Югранефть" (где доля "британцев" 43,6%) внесла в создаваемое предприятие лицензии на два месторождения в Ханты-Мансийском АО, а "Сибнефть" стала оператором их разработки. Однако информированный источник "Профиля", близкий к "Сибнефти", отказался сообщить, какой характер носили эти договоренности - письменный или нет - и были ли они вообще. Между тем в Sibir Energy существование этих договоренностей отвергают напрочь. Одним из основных виновников того, что произошло, по версии источников "Профиля" в компании, был брат Шалвы Чигиринского - Александр Чигиринский, курировавший, по некоторым данным, общение с "Сибнефтью" и создание "Сибнефть-Югры". Sibir Energy якобы узнала о сокращении своей доли в СП только весной 2004-го из отчетности "Сибнефти" (а не от Александра Павловича). Если ход событий именно таков, то получилось, что в течение двух лет брат убеждал брата, что все в порядке. И когда информация выплыла, они, по словам одного из собеседников "Профиля", "разругались и не общаются". Ситуация усугубилась тем, что миноритарный акционер Sibir Energy - некий офшор Harley Street Capital - пытается сейчас доказать через суд, что Шалва Чигиринский на самом деле знал о предстоящем снижении доли в "Сибнефть-Югре". После обращения офшора в суд в качестве обеспечительной меры были арестованы 43,8% акций семьи Чигиринских в "британской" компании. По словам источника "Профиля", близкого к Sibir Energy, Александр Чигиринский вроде бы причастен к истории с размыванием доли "британцев" в "Сибнефть-Югре". Это выяснилось в ходе расследования в рамках рассмотрения этого дела.
И похоже, Шалва Павлович не собирается прощать брату сделанное. Как рассказали в адвокатском бюро "ЕПАМ", представляющем интересы британской компании в суде, в ближайшее время в Лондоне будут поданы иски с целью защитить права Sibir Energy и Александр Чигиринский будет отвечать за свои действия.
Когда это произойдет, источник "Профиля" сообщить отказался. А сколько будет исков и в качестве кого - ответчика или соответчика - вовлекут в процесс Александра Павловича, еще предстоит решить.
Коварные дивиденды
Пока же Sibir Energy внесла в МНГК только менее 1% "Сибнефть-Югры", получив 31,4% акций этой компании. Впрочем, она тут же отдала их в управление московским чиновникам. По уже существующим договоренностям алее вместо размытой доли в "Сибнефть-Югре" ей нужно внести Magma Oil Company. Между тем разрешение Федеральной антимонопольной службы на внесение Magma Oil Company в МНГК "британцы" планировали получить в июле, однако, по словам главы Sibir Energy Генри Кэмерона, этого не произошло до сих пор. Когда это случится, предсказать сложно. Между тем проблемы Sibir Energy этим не ограничиваются. По словам источника "Профиля" в Минприроды, чиновники недовольны тем, что Magma Oil Company добывает меньше, чем должна добывать по плану. К тому же, по его данным, такие же проблемы и у "Сибнефть-Югры". Кроме того, известно, что альянс "Сибнефти" и "Татнефти" контролирует порядка 49% акций московского НПЗ (как минимум 35% - "Сибнефть"). И складывается впечатление, что в текущем году уже во второй раз с 2002 года эти компании возобновили борьбу за контроль и над московским предприятием. Тем более что у нефтяников есть отличный козырь: если они не получают дивиденды по своим привилегированным акциям МНПЗ, эти бумаги автоматически становятся голосующими. В таком случае "Сибнефть" и "Татнефть" увеличат свое влияние на заводе и смогут претендовать на контроль.
По данным самого МНПЗ, решение о выплате пресловутых дивидендов по итогам 2004 года было принято еще во второй половине июня. А затем стало известно, что "Сибнефть" подала иск с целью признать его незаконным. В компании это подтверждают, но говорят, что пока неизвестно, когда начнется рассмотрение дела. В свою очередь, собеседник "Профиля" в МНГК поделился крайне необычной информацией: копия этого иска пришла на МНПЗ, но завод по необъяснимым причинам не отправил его в материнскую компанию.
Между тем, как рассказал один из источников "Профиля" в "Сибнефти", недовольство дивидендной политикой завода привело к тому, что компания собирается провести "свое" собрание акционеров МНПЗ. Но когда - уточнять отказался. Другой же собеседник журнала в этой компании сообщил, что решение о том, будет ли собрание проводиться или нет, вообще еще не принято.
Судите и судимы будете
С начала года Sibir Energy через процедуру банкротства "Югранефти" и другие разбирательства (не менее 32) пробует либо вернуть долю в "Сибнефть-Югре" или лицензии, либо получить компенсацию. Окончательные решения еще не приняты. Между тем не дремлет и сама "Сибнефть", стремящаяся получить "Югранефть" за долги. Если компании Романа Абрамовича это удастся, Шалва Чигиринский уже не сможет претендовать на возврат своей доли в "Сибнефть-Югре". В последнее время эта компания совершенно явно перешла в сферу стратегических интересов "Сибнефти": месторождения "Сибнефть-Югры" находятся в Ханты-Мансийском автономном округе, который должен стать новым центром добычи "Сибнефти". При этом показательно, что стороны говорят прямо противоположное о своих судебных успехах. Некоторые представители "Сибнефти" заявляют, что пока ни в одной инстанции Sibir Energy не выигрывала. А представители Sibir Energy уверяют, что примерно половина решений
выносилась все же в их пользу.
Так что, похоже, до финала противостояния "Сибнефти" и Sibir Energy еще очень далеко. И в такой ситуации собственная нефть для московских властей пока не более чем игра воображения.