Деньги должны работать
Самое главное, что могут получить российские компании от собственной глобализации – это преодоление промышленной отсталости. Чтобы это понять, давайте для начала посмотрим на факты. Рост несырьевого сектора российской промышленности в последние годы замедляется. В 2003 – 2004 гг. это сектор рос примерно на 10,3 % в год, а сейчас на 5,7%. Остро ощущается недостаток инвестиций - темп обновления основных фондов в несырьевой промышленности составляет 1,4 % в год. То есть полное обновление потребует более 70 лет. В развитых странах этот цикл составляет 12 – 15 лет. Каковы же последствия? Катастрофическая технологическая отсталость российских предприятий и ускоряющееся замещение российской продукции либо импортом, либо примитивной промышленное сборкой, которую ведут иностранные компании на нашей территории. Какой может быть выход из этой ситуации?
Банки не справятся
Надо менять промышленную политику, которая сегодня нацелена на догоняющее развитие, чего, к сожалению, уже недостаточно. Базовый рывок должен быть сделан в развитии технологических отраслей российской экономики и экспансии на мировые рынки. Он возможен за счет создания частно-государственных партнерств, в которых будет мобилизованы государственные ресурсы совместно с деньгами крупных российских промышленных компаний. А уже через эти партнерства российские инвесторы смогут участвовать в капитале и в органах управления передовых иностранных компаний, обеспечивая привлечения их инвестиций, технологий и ноу-хау в Россию. Насколько это реально?
Сейчас цены на природные ресурсы высоки, олигархи насосались денег, покупают футбольные клубы и турецкие мобильные компании. Государство сидит на куче денег и не знает, что с ними делать. Центральный банк вкладывает деньги, лежащие в золотовалютных резервах под 3-4 % годовых в валютные активы. Получается, что Россия продает природные ресурсы, а потом вырученные деньги как частные предприниматели, так и государство вкладывают за рубежом, финансируя западную экономику, а не свою собственную.
Тем временем, банковская система России неспособна профинансировать масштабную технологическую модернизацию экономики. Все ее активы составляют $339 млрд. Активы одного лишь Индустриально-коммерческого банка Китая (ICBC) в несколько раз выше - $800 млрд. А качество российских кредитов? При росте объемов кредитования за последние 5 лет более чем в шесть раз, около 90 % всех кредитов предоставляется на срок менее 3-х лет. И даже на таких условиях из-за высоких процентных ставок они доступны в основном только сырьевым компаниям. А 90% российских банков вообще не могут выдать ни одного кредита размером более $10 млн. на одного заемщика. На какие деньги- то экономику восстанавливать?
Резервы в капитал
Напомню, что совокупный объем стабфонда и золотовалютных резервов составляет $338 млрд. и сопоставим с активами всех банков. Эти средства сегодня на нас с вами не работают. Они работают на иностранных коллег. То есть российское государство фактически кредитует западную экономику. Как эту проблему можно было бы решить?
В рамках действующего законодательства вполне возможно использование части средств Центрального Банка на укрепление банковской системы за счет увеличения уставных капиталов, например, государственных банков. Китай поступил именно так. Там с 2003 г. государство направило $60 млрд. из золотовалютных резервов страны на рекапитализацию госбанков. А в ходе реформ с балансов этих банков списали еще $200 млрд. так называемых плохих долгов. Зачем китайцы это сделали? Они вырастили крупные банки в своей стране, заодно обезопасив банковскую систему от угрозы поглощения.
Но на этом реформа в Китае не закончилась. После того, как государство накачало госбанки деньгами, они привлекли дополнительные средства за счет эмиссии своих акций, через IPO. Например, в октябре 2006 г., состоялось размещение 14% акций того самого ICBC. Это IPO на $19 млрд. стало самым крупным в мире и переместило китайский банк на 6 место в мире по размеру собственного капитала. Для сравнения: Сбербанк по размеру собственного капитала находится на 82 месте.
Нам нужно изучить этот опыт и воспользоваться им. Рекапитализированные госбанки смогут участвовать в кредитовании инвесторов, в модернизации несырьевого сектора российской экономики. В том числе и за счет финансирования российских инвесторов, приобретающих контрольные или влиятельные пакеты в передовых мировых производителях. Одновременно это повысит конкурентоспособность российской банковской системы в преддверии вступления в ВТО.
Такой подход принесет выгоду буквально всем. Российская промышленность совершит технологический рывок, который без иностранных технологий невозможен. Иностранные производители, которые, естественно, пойдут к нам не насильно, получат доступ не только на рынок самой России, но и через Россию, скорее всего, в страны СНГ. Очевидно, что выиграют госбанки. Понятно, что, готовя их рекапитализацию, выигрывает государство, в том числе за счет того, что доходность таких операций будет гораздо выше, чем 3-4%. В конце концов, выигрывает Россия, которая освободится от сырьевой зависимости. Все – от акционеров крупных компаний, до рабочего на конвейере почувствуют это.
4 декабря 2006
"Зарубежная экспансия и препятствия, возникающие перед российскими компаниями за рубежом"