8 августа 2022
Законопроект об особенностях применения кадастровой стоимости при предоставлении объектов недвижимости, находящихся в публичной собственности

2 августа 2022 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 175071-8 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с действующим законодательством[1] кадастровая стоимость объектов недвижимости (в частности, земельных участков), находящихся в публичной собственности, может применяться при расчёте арендной платы по договору аренды или при определении цены договора купли-продажи такого имущества. При этом, кадастровая стоимость объектов недвижимости периодически пересматривается в рамках государственной кадастровой оценки. С практической точки зрения это может привести к ситуации, когда на момент обращения заявителя за предоставлением объекта действует одна кадастровая стоимость, а на момент заключения договора – другая.

Для подобных случаев авторы Законопроекта предлагают установить специальное правило, согласно которому при определении размера платы (цены) будет применяться кадастровая стоимость, действующая по состоянию на дату подачи заявления (ходатайства) о предоставлении государственной или муниципальной услуги.

В то же время, как следует из Законопроекта, такое правило будет действовать только в случаях, если кадастровая стоимость была пересмотрена в большую сторону. Если же после подачи заявления кадастровая стоимость наоборот уменьшилась, то применяться будет новая кадастровая стоимость.

Принятие Законопроекта направлено на защиту экономических интересов потенциальных арендаторов и покупателей публичного имущества, поскольку размер арендной платы либо покупной цены не увеличится в период с момента подачи заявления и до заключения договора. Кроме того, представляется, что предусмотренные Законопроектом меры позволят стимулировать интерес участников рынка к приобретению активов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Особенно актуальны положения Законопроекта в свете предстоящего в 2022-2023 годах пересмотра кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в публичной собственности[2].

Стоит отметить, что Законопроект регламентирует ситуацию, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости происходит после подачи заявления о предоставлении имущества, но до заключения договора. Изменение кадастровой стоимости в период действия договора по-прежнему будет нести пересмотр платы в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.

Ожидается, что Законопроект будет рассмотрен депутатами в осеннюю сессию.

Авторы: старший юрист Юрий Нефедов, паралигал Мария Соломович

 

Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.

___________________________________________________________________________________________________

[1] См. напр. пункт 3 статьи 39.4, пункт 12 статьи 39.11, пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ.

[2] Статья 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Юрий Нефедов

Юрий Нефедов

Санкт-Петербург