Арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга признал недействительным исключение из состава участников ТОО "Ливиз" Геннадия Мосенкова
Мария Шевченко
Как стало известно, Арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга признал недействительным исключение из состава участников ТОО "Ливиз" Геннадия Мосенкова - одного из 11 дольщиков, чья тяжба с руководством предприятия длится уже седьмой год. Тем самым суд фактически признал за Геннадием Мосенковым право претендовать почти на 1% акций нынешнего ЗАО "Ливиз". Рыночную стоимость этого пакета эксперты оценили приблизительно в 3 млн. долларов.
Напомним, что тяжба миноритариев с руководством "Ливиза" началась еще летом 1998 года. Тогда на общем собрании дольщиков ТОО "Ливиз" решался вопрос о преобразовании товарищества в одноименное ЗАО.
Большинством голосов дольщики одобрили это решение, а несогласных исключили из состава участников товарищества. Миноритарии из числа бывших работников ликероводочного завода решили обжаловать решение собрания в суде. Возглавил акцию протеста Михаил Барышев, который и по сию пору представляет интересы миноритарных дольщиков предприятия в судах различной юрисдикции. "Мы хотим, чтобы решение о нашем исключении из состава участников ТОО было признано недействительным. Кроме того, мы считаем, что создание ЗАО "Ливиз" и его существование все эти годы - незаконны, так как товарищество было преобразовано с нарушением прав его участников", - утверждает Михаил Барышев.
Лишь в апреле текущего года дольщикам "Ливиза" удалось убедить суд первой инстанции в своей правоте. А в конце июня 2005 года уже Арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга признал незаконным исключение одного из дольщиков - Геннадия Мосенкова - из состава участников товарищества "Ливиз". Таким образом, теперь он может претендовать на часть акций ЗАО, пропорциональную его доле в ТОО. На момент исключения из ТОО Геннадий Мосенков, как и 11 других исключенных акционеров, обладал 200 долями общества. В пересчете на нынешние акции ЗАО это 200 акций "Ливиза", или около 1% всей компании, контрольный пакет которой находится в руках у известного петербургского предпринимателя Александра Сабадаша. По мнению юристов, бывший дольщик "Ливиза" сможет добиться вхождения в состав акционеров компании. Отметим, также, что его примеру могут последовать и остальные миноритарии. При этом даже небольшой пакет даст им право доступа к информации о финансовой и иной деятельности ЗАО. "Миноритарные акционеры могут следить за деятельностью органов управления общества, подавать судебные иски, оспаривающие решения мажоритарных акционеров", -- констатирует Дмитрий Афанасьев, партнер адвокатского бюро ЕПАМ. Юристы также отмечают, что, если по таким искам суд наложит обеспечительные меры, например запретит совершать крупные сделки, деятельность ЗАО может быть дестабилизирована.
На "Ливизе", впрочем, говорят, что никогда не собирались лишать миноритария акций. "Мы никогда не претендовали на акции Геннадия Мосенкова. Его пакет записан на балансе общества и ждет своего хозяина", - заявил Юрий Локтионов, член совета директоров ЗАО "Ливиз". При этом Юрий Локтионов не скрывает, что за время судебного разбирательства ЗАО не раз предлагало истцу заключить мировое соглашение. По словам топ-менеджера, руководство компании неоднократно предлагало экс-дольщику и вариант выкупа причитающегося ему пакета, но всякий раз встречало немотивированный отказ. "Он каждый раз выдвигал новые претензии и отказывался идти на компромисс", - утверждает Юрий Локтионов. Сумму, которую компания предлагала за акции, Юрий Локтионов назвать отказался, как и сообщить, предлагалось ли такое решение конфликта остальным его участникам.
Представитель же Геннадия Мосенкова сообщил, что руководство "Ливиза" предлагало продать акции по цене 100 долларов за штуку, оценив, таким образом, пакет акций своего предприятия, принадлежащий Геннадию Мосенкову, в 20 тыс. долларов. Если это действительно так, то нежелание миноритария продать акции легко понять: ведь объемы бизнеса ЗАО "Ливиз" позволяют экспертам оценивать однопроцентный пакет акций компании в сумму порядка 3 млн. долларов. Известно также, что, хотя на практике миноритариям практически никогда не удается получить за свой пакет желаемую сумму, некоторые из них готовы продолжать торг с мажоритарными акционерами до бесконечности.