18 января 2006
В газете «Коммерсантъ-Daily» опубликован комментарий старшего юриста адвокатского бюро ЕПАМ Григория Чернышова о конфликте вокруг здания завода "Светоч" в Санкт-Петербурге

Текущий выпуск

"Светоч" проиграл фабрику.

Но хочет отыграться в Высшем арбитражном суде

Вчера суд кассационной инстанции Северо-Западного округа поддержал решение тринадцатого апелляционного суда и оставил за "Группой КУБ" права собственности на здание, ранее принадлежавшее компании "Светоч". Таким образом, "Светоч", - крупнейший в городе производитель бумажной канцелярии лишился своего главного актива. По мнению юристов, теперь спасти фабрику от остановки может только чудо.

Представители "Светоча" вчера в суд не явились, и заседание прошло без их участия. Заслушав доводы только одной стороны, "Группы КУБ", суд принял решение отклонить апелляционную жалобу фабрики и оставил решение второй инстанции без изменений. Вышедший из зала суда генеральный директор "Группы КУБ" Дмитрий Бубнов не скрывал своей радости: "Наконец-то поставлена точка в этом споре, где мы оказались жертвами внутрикорпоративного конфликта. На сегодняшний день подан иск о выселении производства 'Светоча'. А пока мы ускорим подготовку проектов дальнейшего использования этого здания. Предварительные планы предполагают использование его под коммерческую недвижимость, однако окончательное решение и проект будут зависеть от результатов оценки состояния здания фабрики".

Проиграв в кассационной инстанции, старейший производитель бумажной канцелярии Петербурга оказался в сложном положении и должен готовиться к консервации своего производства. Однако руководство фабрики не намерено сдаваться. "Естественно, мы обратимся в Верховный арбитражный суд РФ, - говорит генеральный директор ОАО "Светоч" Евгений Кузьмин. Кроме того, мы будем добиваться пересмотра нашего дела во второй инстанции в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Дело в том, что в рамках возбужденного нами в марте 2005 года уголовного дела о мошенничестве, где 'Светоч' признан пострадавшим, появились факты, которые, возможно, докажут наличие злонамеренного сговора при совершении сделки между 'Группой КУБ' и Аллой Казаковой (экс-директор "Светоча". Ъ)".

Напомним, что скандал вокруг здания на Петроградской стороне, общей площадью 16 тыс. кв. м, начался в 2003 году, когда руководство "Светоча" решило вывести свое производство за черту исторического центра и переехать в корпуса своего партнера, Ленинградского электромеханического завода (ЛЭМЗ). Стороны договорились выкупить друг у друга здания по их балансовой стоимости. Первым стал комплекс "Светоча" стоимостью $250 тыс. Со стороны ЛЭМЗ покупателем выступала аффилированная компания -- ООО "Немецкая слобода". В октябре 2004 года руководитель предприятия Алла Казакова исчезла вместе с печатью компании. Затем новый генеральный директор "Светоча" Евгений Кузьмин выяснил, что незадолго до своего исчезновения госпожа Казакова продала здание некой "Группе КУБ" примерно за $1 млн, тогда как, по оценкам нового руководства "Светоча", рыночная стоимость здания составляет $6,5 млн.

Господин Кузьмин решил оспорить сделку в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. В августе нынешнего года суд признал договор купли-продажи недействительным и вернул здание "Светочу", а уплаченные за него деньги в размере 29 млн рублей взыскали с "Группы КУБ" в федеральный бюджет. Однако в конце октября 2005 года тринадцатый апелляционный суд вынес решение, в котором признал право собственности на здание за ООО "Группа КУБ".

Юристы считают, что теперь спасти фабрику может только чудо. "В перспективе есть единственный способ изменить ситуацию - обжаловать новое решение суда в Высшем арбитражном суде. Однако практика на сегодняшний день такова, что Высший арбитраж вообще редко принимает дела к производству. Рассмотрение этой инстанцией возможно, только если есть какие-то особые обстоятельства дела. Но, скорее всего, суд все же не примет данное дело и конфликт будет считаться исчерпанным, а здание останется за новым владельцем", - прогнозирует старший юрист адвокатского бюро "ЕПАМ" Григорий Чернышов.

МАРИЯ ШЕВЧЕНКО