23 июня 2005
Применение предварительных мер Европейским Судом по правам человека

В последнее время граждане РФ все чаще используют предусмотренное в ст. 46 Конституции РФ право на защиту своих нарушенных прав в межгосударственных органах. Исчерпав все внутренние средства правовой защиты, они подают жалобу в Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) в порядке, предусмотренном ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) и – выигрывают.

Однако пока остается недостаточно изученным один из действенных механизмов правовой защиты Европейского Суда – институт предварительных мер.

В настоящее время предварительные меры применяются Европейским Судом на основании Правила 39 «Регламента Европейского Суда по правам человека» («Правил процедуры суда»):

«1. По просьбе стороны в деле или любого другого заинтересованного лица, или по своей инициативе Палата или, в соответствующих случаях, ее Председатель может указать сторонам на предварительные меры, которые, по мнению Палаты, следует принять в интересах сторон или надлежащего осуществления проводимого расследования.»

До утверждения действующей в настоящее время редакции Конвенции и Регламента Европейского Суда, предварительные меры также могли приниматься Европейской Комиссией по правам человека, рассматривающей жалобы до их передачи в Европейский Суд, на основании Правила 36 «Правил процедуры Комиссии».

Особенности института предварительных мер, принимаемых Европейским Судом.

В российском праве к институту предварительных мер, принимаемых Европейским Судом, близок институт мер обеспечения иска. В обоих случаях суд дает указание совершить (или не совершать) определенные действия, направленные на защиту стороны разбирательства. Но разница между двумя институтами, тем не менее, существует. Можно выделить следующие отличия.

Во-первых, до недавнего времени была различна юридическая сила мер, принимаемых российскими судами и Европейским Судом.

Требование российских судов об обеспечении иска обязательно для исполнения (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ).

Указание Европейского Суда принять предварительные меры ранее не рассматривалось в качестве обязательного для Государства-ответчика. В деле Круз Варас и другие против Швеции Европейский Суд указал, что ни из ст. 34 Конвенции, ни из других источников нельзя сделать вывод о праве приказать исполнить предварительные меры, однако отказ следовать указанию, данному согласно Правилу 39 [применение предварительных мер], следует рассматривать как отягчающий любое нарушение ст. 3 Конвенции [запрет пыток], позже установленное Европейским Судом.

Тем не менее, существовала практика добровольного исполнения государствами предварительных мер, принятых Европейским Судом.

В одном из недавних решений Европейский Суд пересмотрел проблему отсутствия у предварительных мер обязательной силы. В решении по делу Маматкулов и Абдурасулович против Турции Европейский Суд определил, что «Указания, данные Судом, такие как в настоящем деле, в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда, позволяют провести эффективное разбирательство жалобы и удостоверится, что предусмотренная Конвенцией защита действенна; такие указания впоследствии предоставляют возможность Комитету Министров контролировать исполнение окончательного решения. Таким образом, указанные меры дают возможность участвующему государству исполнить его обязанность по выполнению окончательного решения Суда, которое юридически обязательно на основании ст. 46 Конвенции… Соответственно, Суд приходит к выводу, что любое Государство- участник Конвенции, которому было указано на предварительные меры в целях избежать невосполнимые потери, которые могут быть причинены жертве предполагаемого нарушения, должно выполнить указанные меры и воздержаться от любого действия или бездействия, которое умалит авторитет или эффективность окончательного решения».

Во-вторых, принимаемые меры отличаются по целевой направленности.

Обеспечительные меры, принимаемые российскими судами, гарантируют реализацию материально-правового требования к ответчику . Чаще всего обеспечительные меры принимаются в целях предотвращения причинения заявителю имущественного ущерба (ст. 90 АПК РФ, ст. 139, 140 ГПК РФ).

Европейский Суд, согласно Правилу 39 Регламента Европейского Суда, принимает предварительные меры в «интересах сторон или для надлежащего осуществления проводимого расследования». Здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.

1) Принимаемые Европейским Судом предварительные меры связаны с требованием жалобы, подаваемой в Европейский Суд, опосредованно.

Основным требованием жалобы, подаваемой в Европейский Суд, является установление факта нарушения Государством-ответчиком какой-либо статьи Конвенции или Протокола к ней по отношению к Заявителю. Требование об обязании Государства-ответчика принять какие-либо меры частного характера для восстановления нарушенных прав Заявителя (за исключением требования выплаты компенсации в случае признания Государства-ответчика нарушившим Конвенцию и /или Протоколы к ней) в подаваемую жалобу не включается.

В то же время принимаемые предварительные меры, прежде всего, направлены на сохранение статус-кво сторон , на непосредственное пресечение предполагаемого нарушения прав Заявителя в экстренном порядке (например, путем приостановления исполнения внутреннего национального акта Государства-ответчика, которым, по мнению Заявителя, нарушаются положения Конвенции и Протоколов к ней).

2) Понятия «интерес сторон» и «надлежащее осуществление проводимого расследования» обусловлены целью создания Европейского Суда – обеспечение соблюдения государствами, подписавшими Конвенцию и Протоколы к ней, их обязательств по данной Конвенции и Протоколам. В связи с этим, предварительные меры, как правило, принимаются для предотвращения причинения значительного ущерба именно личности заявителя.

В-третьих, различаются меры и по форме их изложения.

Принимая меры по обеспечению иска, российские суды обязаны четко сформулировать, в чем именно заключается требование суда - указать на конкретные действия, которые лицу надлежит совершить (или воздержаться от их совершения). В противном случае исполнить принятые судом меры будет невозможно.


При принятии временных предварительных мер Европейский Суд может указать лишь цель принятия предварительных мер и «общее направление» совершения действий . В таком случае Государство-ответчик должно само определить, в чем именно должны состоять его действия для выполнения указаний Европейского Суда.

Условия принятия предварительных мер Европейским Судом.

Принятие предварительных мер в каждом конкретном деле зависит от усмотрения Европейского Суда. Большое значение имеют представленные стороной аргументы и доказательства.

Как правило, решение о применении предварительных мер, выносится Европейским Судом при наличии следующих условий.

(1) Из представленных документов и обстоятельств дела, на которые ссылается заявитель, следует, что санкция Государства-ответчика, против которой заявитель просит применить предварительные меры, неотвратима («imminent»).

Например, в рамках дела Осалан против Турции ходатайство о принятии предварительных мер в виде неисполнения смертного приговора, вынесенного Осалану, было заявлено сразу после вынесения решения судом первой инстанции. Однако Европейский Суд принял ходатайство к рассмотрению только после подтверждения вынесенного решения Судом Кассации.

(2) Непринятие предварительных мер может повлечь невосполнимые потери («irreparable damage») для заявителя.

Указанный принцип применения предварительных мер был сформулирован в решении по делу Круз Варас и другие против Швеции: «Указание согласно ст. 36 [на принятие предварительных мер] дается только в тех случаях, из которых явствует, что реализация оспариваемой меры повлечет причинение невосполнимых потерь. Это может быть дело, в котором высылка или экстрадиция неминуемы и заявитель утверждает, что в государстве, в которое он будет выслан, он с большой вероятностью подвергнется обращению, противоречащему ст. 2 [право на жизнь] и/или ст. 3 Конвенции [запрещение пыток]».

Являются ли возможные потери невосполнимыми, определяется Европейским Судом по своему усмотрению и в зависимости от всех обстоятельств дела.

Чаще всего Европейский Суд признает возможные потери невосполнимыми, если существует реальная угроза того, что в случае экстрадиции или депортации заявителя из Государства-ответчика он будет лишен жизни или подвергнется обращению, противоречащему ст. 3 Конвенции (запрещение пыток). Для того чтобы обращение рассматривалось Европейским Судом как противоречащее ст. 3 Конвенции, достаточно, чтобы в таком обращении содержался «минимальный уровень жестокости» (“minimum level of severity”) . Наличие «минимального уровня жестокости» устанавливается Европейским Судом по итогам оценки всех обстоятельств дела, в том числе продолжительности обращения, физического и психического влияния на жертву, пола, возраста, состояния здоровья жертвы.

Однако Европейский Суд дает указание о предварительных мерах не только в случаях угрозы жизни или бесчеловечного обращения.

Так, в рамках дела Амроллахи против Дании заявитель указал, что в случае его высылки из Дании в Иран будет нарушена ст. 8 Конвенции (право на уважение частной и семейной жизни), так как он будет разлучен с женой и детьми, которые не поедут за ним в Иран. Европейский Суд принял предварительные меры, указав Дании не высылать заявителя до вынесения решения по делу.

В рамках дела Осалан против Турции Европейский Суд обязал Турцию принять меры, чтобы обеспечить соблюдение требований ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство) в ходе процесса над Осаланом и возможность реализации заявителем его права на обращение в Европейский Суд с индивидуальной жалобой.

В некоторых случаях Европейский Суд принимает предварительные меры даже тогда, когда существенного или непоправимого вреда не будет причинено в случае их непринятия.

Так, дело Бениш против Австрии рассматривалось сначала Комиссией, а потом Европейским Судом по вопросу о нарушении Австрией ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). Заявитель просил Европейский Суд применить предварительные меры и обязать Австрию приостановить взыскание с него штрафов, наложенных в качестве смягчения приговора по уголовному делу, до вынесения решения Европейским Судом. Придерживаясь мнения, что взыскание штрафов не влечет существенного и непоправимого ущерба, Европейский Суд, тем не менее, обязал Австрию приостановить взыскание штрафов.

Далеко не все ходатайства о применении предварительных мер удовлетворяются Европейским Судом. Европейский Суд (а ранее Комиссия) может отказать в принятии предварительных мер даже в случаях, когда рассматривается дело о нарушения Государством-ответчиком ст. 3 Конвенции (запрещение пыток).

В частности, по делу Вилвараях и другие против Соединенного Королевства заявители обратились в Европейскую Комиссию по правам человека с жалобой на действия Соединенного Королевства, нарушающие, по их мнению, ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и ст. 3 Конвенции. Заявители просили принять предварительные меры, запрещающие Соединенному Королевству их депортацию в Шри-Ланку, в результате которой они бы стали жертвой судебного произвола и подверглись бы пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, противоречащим ст. 3 Конвенции. Комиссия отказала в принятии предварительных мер и заявители были депортированы в Шри Ланку.

Впоследствии Европейский Суд, разбирая данное дело, переданное на его рассмотрение Комиссией, установил, что Соединенное Королевство не нарушило ст. 3 Конвенции. Европейский Суд мотивировал это тем, что право на политическое убежище не предусмотрено ни в Конвенции, ни в Протоколах к ней . Со ссылкой на решение по делу Круз Варас и другие против Швеции, Европейский Суд указал, что вопрос ответственности государства за нарушение ст. 3 Конвенции может возникнуть только в том случае, если «заявителем были представлены веские основания полагать, что в стране, в которую он был бы выслан, он предстанет перед реальной угрозой пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» . В рамках же данного дела Европейский Суд установил, что представленные доказательства не подтверждали, что положение Заявителей, тамильцев по национальности, было хуже положения большинства тамильского населения.

Соотношение вопросов исчерпания внутренних средств судебной защиты и применения предварительных мер.

Ходатайство о применении предварительных мер может быть подано только после обращения в Европейский Суд с индивидуальной жалобой в порядке ст. 34 Конвенции.

Вместе с тем, сама подача жалобы, по общему правилу, обусловлена исчерпанием внутренних средств правовой защиты (так как, согласно ст. 35 Конвенции, Европейский Суд может признать жалобу приемлемой и принять дело к рассмотрению только после того, как Заявителем были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты).

В связи с этим напрашивается вывод, что и предварительные меры могут быть приняты только после того, как все внутренние средства правовой защиты будут исчерпаны.

Тем не менее, для того, чтобы Европейский Суд указал Государству – ответчику на принятие предварительных мер, исчерпание внутренних средств правовой защиты обязательно не во всех случаях.

Во-первых, принятие предварительных мер процессуально не связано с рассмотрением вопроса об исчерпании внутренних средств защиты - вопрос о предварительных мерах может рассматриваться до того, как Европейским Судом будет решен вопрос приемлемости жалобы.

Например, в деле Х.Л.Б. против Франции предварительные меры, запрещающие депортировать заявителя, были приняты Комиссией почти за год до того, как жалоба была признана Комиссией приемлемой.

Во-вторых, Европейский Суд не применяет правило исчерпания внутренних средств и признает жалобу приемлемой, если неиспользованные Заявителем внутренние средства неадекватны или неэффективны.

Так, в деле Бахаддар против Нидерландов Европейский Суд указал, что «… не обязательно обращаться к средствам защиты, которые неадекватны или неэффективны. К тому же, согласно «общепризнанным принципам международного права», могут быть особые обстоятельства, которые освобождают заявителя от обязанности исчерпать все возможные внутренние средства…».

В-третьих, Европейский Суд может указать принять предварительные меры, исходя из того, насколько серьезны возможные последствия их непринятия, и вне зависимости от того, были ли исчерпаны внутренние средства.
Например, в деле Джабари против Турции предварительные меры в виде рекомендации Турции не депортировать Заявительницу в Иран были приняты вообще в отсутствие какого-либо официального решения Турции о ее депортации.

***
Подводя итоги, необходимо отметить следующие ключевые моменты, связанные с применением Европейским Судом предварительных мер.

Институт предварительных мер дает возможность временно прекратить предполагаемое нарушение прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней. Это действенная защита стороны разбирательства, используемая до принятия Европейским Судом решения по делу. Указание Европейского Суда на принятие предварительных мер обязательно для исполнения Государством-ответчиком.

Решение вопроса о принятии предварительных мер зависит от судебного усмотрения, которое определяется доказательствами и аргументами, представленными заявителем. Как правило, заявление о принятии предварительных мер удовлетворяется Европейским Судом, если ходатайствующая сторона смогла обосновать, что вынесенная Государством-ответчиком против Заявителя санкция будет приведена в исполнение и что в результате ее исполнения Заявителю будут причинены невосполнимые потери.