7 апреля 2016
Ответственность в ЕС и Украине за некачественную продукцию: порядок разрешения споров | статья Юрия Некляева, «Юрист & Закон»

Правила и законы, направленные на установление стандартов качества товаров и услуг, существуют уже много столетий. На сегодняшний день главной их целью является соблюдение баланса между интересами производителей и потребителей. Такие стандарты качества закреплены как в национальном законодательстве того или иного государства, так и на международном уровне.

Вместе с тем право Европейского Союза (далее – ЕС) в полной мере нельзя отождествить ни с международным, ни с национальным правом. Оно имеет наднациональный характер, ведь большинство его норм имеет прямое действие и верховенство над национальным правом государств – членов ЕС. При этом руководящие органы ЕС влияют на законотворческий процесс путем принятия соответствующих Директив, которые в случае согласования всеми государствами-членами должны быть воплощены в законодательстве каждой страны ЕС.

Поэтому Директивы, как акты, призванные определить вектор развития определенной сферы, охватывают самые разнообразные правоотношения. В частности, сфера производства и предоставления услуг не является исключением в этом процессе – существуют десятки Директив, касающиеся качества продукции и ответственности, которая наступает в случае несоблюдения тех или иных правил и стандартов. Среди основоположных Директив в данной сфере нужно отметить следующие:

  • Директива 85/374/ЕЭС от 25 июля 1985 года «О приближении законов, постановлений и административных положений государств-членов относительно ответственности за некачественную продукцию»; 
  • Директива 1999/44/ЕС от 25 мая 1999 года «Об определенных вопросах продажи и гарантии товара потребления»;
  • Директива 2001/95/ЕС от 3 декабря 2001 года «Относительно общей безопасности продукции»;
  • Директива 2011/83/ЕС от 25 октября 2011 года «О правах потребителей» и т. п.

Эти и много других документов призваны обеспечить соблюдение производителями соответствующего уровня качества и безопасности продукции, которая продается на рынке ЕС. Так, Директивы ЕС требуют, чтобы все товары, которые продаются потребителям, были максимально безопасными при обычных условиях их использования.

Кроме того, в Директивах содержатся критерии, которым должна отвечать продукция, которая изготовляется/реализуется на территориях ЕС, а именно:

  • соответствие действующим национальным законам; 
  • соответствие европейским стандартам здравоохранения и качества продукции; 
  • соответствие другим руководящим документам ЕС, кодексам ведения бизнеса; 
  • использование передовых научных и технологических решений; 
  • соответствие обоснованным ожиданиям потребителей. 

Как правило, производители продукции в ЕС стараются максимально соблюдать указанные стандарты и изготовлять товары, в полной мере отвечающие требованиям потребителей. Однако иногда приобретенная продукция в силу тех или иных обстоятельств может нанести вред человеку либо его имуществу. Что же делать в таком случае и кто должен возмещать пострадавшему убытки?

Ответ на этот вопрос легко найти в первом параграфе Директивы «О безопасности продукции», где указано: «Производитель несет ответственность за вред, вызванный недостатками его продукции». То есть на наивысшем законодательном уровне прямо указано, что ответственность за некачественный товар возложена на его производителя. Если же продукция импортирована, то ответственность несет дистрибьютор. Так что даже если производитель при изготовлении продукции придерживался всех необходимых процедур относительно соответствия ее стандартам, написал правильные и информативные инструкции и т. п., то по общему правилу он все равно будет нести ответственность в случае возникновения нежелательных последствий в результате использования его продукции. В то же время степень его ответственности (размер возмещения) может быть существенно уменьшен, если ущерб частично произошел из-за неправильного использования продукции потребителем. 

Так, по законодательству ЕС, каждый потребитель, как лицо, получившее плохие последствия в результате приобретения продукции ненадлежащего качества, имеет в своем «арсенале» три возможных варианта решения конфликта:

1) Самостоятельно обратиться к продавцу/поставщику продукции.

Это первое, что может сделать потребитель для защиты своих прав – обратиться с соответствующим заявлением и требовать осуществления гарантийного ремонта, полной замены продукции или возмещения средств. Срок предоставления ответа на такое обращение – 30 дней.

2) Обратиться в Европейский центр защиты потребителей в своей стране – члене ЕС. 

Если от продавца/поставщика продукции ответ не поступил или оказался неудовлетворительным, потребитель может обратиться в соответствующий уполномоченный орган в своей стране – в Европейский центр защиты потребителей (далее – ЦЗП). Получив обращение, ЦЗП обращается с запросом в аналогичное учреждение в стране производителя, которая совершает действия для урегулирования ситуации в досудебном порядке. Если дело не может быть решено мирным путем, ЦЗП, получив согласие потребителя, направляет дело в альтернативный орган по разрешению споров (Alternative Dispute Resolution (ADR) and Online Dispute Resolution (ODR)). Основные принципы и порядок несудебного разрешения споров относительно защиты прав и интересов потребителей закреплены в следующих нормативных актах ЕС:

  • относительно ADR – Директива 2013/11/EU от 21 мая 2013 года; 
  • относительно ODR – Регламент 524/2013 от 21 мая 2013 года (непосредственно онлайн-платформа уже функционирует с февраля 2016 года и доступна по ссылке).

Следует отметить, что процедуры ADR и ODR могут применяться независимо от характера покупки. Единственным исключением являются споры, связанные с причинением вреда здоровью потребителя, и споры относительно предоставления высшего образования учебными заведениями.

Указанные способы альтернативного разрешения споров ADR и ODR стали популярны, так как они более дешевые и быстрые по сравнению с судебными процедурами.

3) Обратиться непосредственно в суд.

Данный вариант является самой радикальной мерой защиты нарушенного права, а на его особенностях хотелось бы остановиться более детально.

Так, учитывая специфику товарооборота в ЕС, а также развитие интернет-торговли за последнее десятилетие, у потребителей есть все возможности покупать товары за пределами страны своего проживания. Ежедневные объемы торговли продукцией в пределах ЕС огромные. А чем больше объем производства товаров, тем труднее производителям достоверно проверить качество каждой единицы продукции. Это, в свою очередь, приводит к появлению незначительного процента некачественной продукции, которая попадает к конечному потребителю. Очевидно то, что получив некачественный товар, потребитель будет стараться всеми доступными способами защитить свои права и интересы. Одним из таких способов защиты является обращение в суд.

Поэтому для обеспечения потребителей быстрым и удобным доступом к правосудию, начиная с 01 января 2009 года на территории ЕС была внедрена процедура рассмотрения мелких исков (The European Small Claims Procedure) (далее – процедура ESCP). Сейчас она функционирует как альтернатива стандартному судебному процессу, в соответствии с законодательством всех государств-членов (единственным исключением является Дания). Судебное решение, принятое в рамках процедуры ESCP, автоматически признается и подлежит исполнению в другом государстве-члене без необходимости оформления отдельного постановления об исполнении такого решения и без возможности оспорить его признание. Лишь в случае отказа стороны добровольно исполнить принятое решение применяется процедура принудительного исполнения.

Процедура ESCP распространяется на разрешение любых гражданских или хозяйственных споров между потребителями и дистрибьюторами (или между несколькими дистрибьюторами), когда:

  • сумма иска не превышает 2000 евро (без учета процентов); 
  • правоотношения возникли из внешнеторгового соглашения (стороны спора должны быть резидентами разных стран ЕС). 

Среди главных преимуществ процедуры ESCP можно выделить следующие:

  • простота применения (поэтапно заполняются четыре стандартных web-формы); 
  • доступность для потребителей (каждая web-форма доступна на всех языках стран – членов ЕС);
  • письменный порядок рассмотрения таких исков (если истец не настаивает на рассмотрении в судебном заседании); 
  • скорость рассмотрения и вынесения решения (как правило, не более 2 - 3 месяцев).

Следовательно, когда спорные правоотношения допускают их разрешение в судебном порядке с применением процедуры ESCP, есть все основания рекомендовать именно ее для защиты прав и интересов потребителя. Вместе с тем применение процедуры ESCP является полностью добровольным, поэтому потребитель вправе выбрать и обычный порядок разрешения спора в суде.

К сожалению, большинство украинцев пока что не могут воспользоваться процедурой ESCP в случае возникновения проблем с продукцией, приобретенной в странах ЕС, ведь, как было указано выше, обязательным условием ее применения является постоянное местожительство лица в одной из стран ЕС.

Однако избрание нашим государством общестратегического курса на интеграцию в ЕС предусматривает приведение национального законодательства в максимальное соответствие с международными нормами. Членство Украины во ВТО и ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС создали необходимые предпосылки для гармонизации украинского законодательства и нормативной базы, что в свою очередь позволит повысить качество и безопасность отечественных товаров и услуг и откроет иностранные рынки для их сбыта.

Следует отметить, что сейчас украинское законодательство довольно четко регулирует вопрос качества продукции и ответственности в случае несоблюдения внедренных правил и стандартов. Так, в Главном законе нашей страны указано, что государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ. Защита прав потребителей обеспечивается Законом Украины «О защите прав потребителей». Этот Закон регулирует отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и производителями, исполнителями, продавцами разных форм собственности, в частности, устанавливает права потребителей в случае приобретения ими продукции ненадлежащего качества.

С целью адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС и выполнения Директивы Рады Европейских Сообществ «О приближении законов, постановлений и административных положений государств-членов относительно ответственности за некачественную продукцию» от 25 июля 1985 года № 85/374 ЕЭС, Верховной Радой Украины 19 мая 2011 года был принят Закон Украины «Об ответственности за вред, нанесенный вследствие дефекта в продукции». Этот Закон устанавливает основания и порядок возмещения вреда, нанесенного вследствие недостатков товара, являющегося движимым имуществом, в том числе являющегося составной частью другого движимого или недвижимого имущества.

Как и в каждой стране ЕС, в Украине существует определенный «порядок» разрешения споров между потребителями и продавцами/поставщиками/производителями продукции. Так, потребитель может предпринять следующие шаги:

1) самостоятельно обратиться к продавцу/поставщику/производителю продукции;

2) обратиться в Государственную инспекцию Украины по вопросам защиты прав потребителей (Инспекция имеет разветвленную структуру и соответствующие территориальные подразделения в каждом из областных центров);

3) обратиться с исковым заявлением в суд.

Сам порядок обращения в суд и рассмотрения такой категории дела урегулирован Гражданским процессуальным кодексом (далее – ГПК). Так, судебная защита прав потребителей осуществляется общими судами в порядке искового производства по искам физических лиц – потребителей товаров, работ и услуг.  Нельзя упустить из виду то, что даже данная категория дел содержит определенные правовые коллизии, которые начинаются еще до момента предъявления иска. Прежде всего, речь идет об уплате судебного сбора. Так, после принятия Закона Украины «О судебном сборе» оказалось, что в нем отсутствует такая льготная категория, как потребители. При этом в ч. 3 ст. 22 ЗУ «О защите прав потребителей» прямо указано, что потребители освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушением их прав.

Некоторые разъяснения по этому поводу содержатся в п. 7 постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 17 октября 2014 года № 10 «О применении судами законодательства о судебных расходах в гражданских делах», где указано: «...поскольку статья 5 Закона № 3674-VI не содержит исчерпывающий перечень льгот относительно уплаты судебного сбора, то при определении таких льгот нужно руководствоваться другим законодательством Украины, например... статьей 22 Закона Украины от 12 мая 1991 года № 1023-XII «О защите прав потребителей».

К величайшему сожалению, у судов нет постоянной практики решения данного вопроса. Так, довольно часто суды первой инстанции игнорируют вышеуказанные разъяснения ВССУ и отмечают, что ЗУ «О судебном сборе» является специальным законом, который принят позже, а потому потребитель обязан уплачивать судебный сбор согласно общим ставкам. По моему мнению, такой подход ошибочный, а потребители при обращении в суд с иском о защите их прав и интересов должны быть освобождены от уплаты судебного сбора.

Более того, анализ судебной практики свидетельствует, что неодиночными являются случаи, когда иски безосновательно возвращаются истцам в результате, якобы, неподсудности дела о защите прав потребителей тому или иному суду.

В то же время положениями ч. 5 ст. 110 ГПК Украины установлено, что истцу в делах о защите прав потребителей предоставлено право на свое усмотрение предъявлять иск:

  • по местонахождению ответчика; 
  • по зарегистрированному местожительству либо местопребыванию потребителя; 
  • по месту причинения вреда или выполнения договора (кроме случая исключительной подсудности).

Судам при разрешении споров о защите прав потребителей нужно учитывать и помнить, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства, в том числе и за причиненный вред, лежит на продавце (производителе). В свою очередь, на потребителя возлагается обязанность доказывания факта приобретения продукции (заказа услуги).

В том случае, когда качество товара (или степень некачественности) вызывает сомнение у сторон спора или суда, в деле может быть назначена товароведческая экспертиза. В качестве эксперта может привлекаться лицо, которое отвечает требованиям ЗУ «О судебной экспертизе» и внесено в Государственный реестр аттестованных судебных экспертов.

Обращаю внимание, что исковыми требованиями в делах по приобретению продукции ненадлежащего качества, как правило, являются расторжение договора и возмещение материальных убытков и морального вреда. Поэтому для удовлетворения указанных исковых требований потерпевшее лицо должно доказать:

  • наличие вреда; 
  • наличие дефекта в продукции; 
  • наличие причинно-следственной связи между дефектом в продукции и причиненным вредом. 

Следует отметить, что в данной категории дел особое место занимает возмещение морального вреда. Так, в спорах о защите прав потребителей действующее гражданское законодательство предусматривает возмещение морального вреда в тех случаях, если вред нанесен имуществу потребителя или причинен увечьем, другим повреждением здоровья или смертью (извлечение из обобщения судебной практики ВСУ от 01 февраля 2013 года). И хотя действующее законодательство не устанавливает размер морального возмещения, некоторые разъяснения этого вопроса предоставлены Верховным Судом Украины. Так, в п. 9 постановления Пленума от 31 марта 1995 года № 4 «О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) вреда» указано: «...размер возмещения морального (неимущественного) вреда суд определяет в зависимости от характера и объема страданий (физических, душевных, психических и т. п.), которые пережил истец, характера неимущественных потерь (их продолжительности, возможности восстановления и т. п.) и с учетом других обстоятельств. В частности, учитываются состояние здоровья пострадавшего, тяжесть вынужденных изменений в его жизненных и производственных отношениях.»

ВЫВОД:

Итак, с учетом всего вышеприведенного, следует отметить, что украинское законодательство на пути интеграции с европейскими принципами и нормами имеет достаточное количество механизмов для урегулирования спорных вопросов, связанных с качеством продукции, представленной на украинском рынке. Весомое место среди способов защиты нарушенных прав потребителей занимает судебное разбирательство.

Сейчас в Украине дела о защите прав потребителей рассматриваются в общем судебном порядке. Однако с учетом европейского опыта разрешения такого рода споров, в частности, процедуры ESCP, считаю, что Украина имеет все предпосылки для внедрения упрощенного порядка рассмотрения таких дел в судах. Это поможет не только сократить сроки рассмотрения дел, но и существенно облегчить доступ к правосудию нашим соотечественникам.

«Юрист & Закон», № 12 от 01.04.2016-07.04.2016

 

Практики