О сносе самовольной постройки
Можно ли зарегистрировать права на самовольную постройку в Едином государственном реестре прав (ЕГРП)? Из п. 2 ст. 222 ГК РФ следует, что это недопустимо: самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 3 ст. 222 ГК РФ:
• «Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку».
• «Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка».
Таким образом, только при наличии судебного решения права на самовольно возведенное строение могут быть внесены в ЕГРП.
Однако, фактически, нередко учреждения юстиции вносят в ЕГРП записи о правах на самовольные постройки и без судебного решения (по правилам регистрации прав на новое строение, п. 1 ст. 25 Закона о регистрации ). Это, конечно, не означает, что уполномоченные органы регистрируют права на заведомо незаконно возведенные здания. Причина таких действий заключается в том, что, несмотря на проведение учреждениями юстиции правовой экспертизы документов, представляемых на регистрацию, далеко не всегда из указанных документов очевидны основания порочности регистрируемого права. Да и по простому недосмотру сотрудников Росрегистрации в ЕГРП может быть внесено право на здание (сооружение, жилой дом), при строительстве которого был грубо нарушен закон.
Подлежит ли сносу самовольная постройка, если права на нее зарегистрированы в ЕГРП?
Сегодня судебная практика отрицательно отвечает на поставленный вопрос.
Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московской области от 15.07.2003 г. № КГ-А40/4456-03 указано, что «в силу статьи 222 ГК РФ постройка, на которую в установленном порядке зарегистрировано право собственности, не является самовольной. Соответственно, на нее не распространяются последствия, предусмотренные частью 2 названной нормы закона. В установленном законом порядке свидетельство о государственной регистрации права ответчика на спорную пристройку не оспорено».
Итак, суд исходит из того, что после признания недействительным свидетельства о регистрации права может быть поднят вопрос о сносе строения.
Такая позиция суда представляется неверной.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации «проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав».
ледовательно, со свидетельством о государственной регистрации права законодатель не связывает никаких правовых последствий. Цель введения правил о свидетельстве – предоставление правообладателю возможности доказать перед третьими лицами право на имущество. Как факт выдачи свидетельства не влечет за собой изменений в гражданско-правовой сфере, так и факт его отсутствия никоим образом не влияет на зарегистрированное право. Именно поэтому согласно п. 1 Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав лицо, подающее документы на регистрацию, в заявлении может указать, что свидетельство о регистрации ему не требуется.
Итак, в связи с тем, что свидетельство о регистрации прав не порождает правовых последствий, обжалованию оно не подлежит. Поэтому позиция суда о возможности после обжалования свидетельства рассматривать вопрос о сносе строения не реализуема.
Оспариванию не подлежит и регистрация права на недвижимость (хотя практика такая является распространенной): оспорено должно быть само зарегистрированное право (третье предложение пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации).
По существу, на этой же позиции предлагают остаться разработчики Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе (далее – Концепция). Как отмечено в разделе Концепции «Правовое значение государственной регистрации», в параграфе «Предложения по совершенствованию действующего законодательства», «до тех пор, пока нет спора о праве на недвижимое имущество, никто не обязан доказывать свое право ни в отношениях с другими участниками оборота, ни в отношениях с государственными органами, ни в суде иначе, как представив доказательство того, что его право зарегистрировано в ЕГРП».
Однако указанное предложение Концепции (как и действующее законодательство) исключает возможность положительного разрешения споров о сносе построек, возведенных с нарушениями закона, если права на постройку зарегистрированы.
Если аннулированию записи в ЕГРП может предшествовать лишь спор о правах на недвижимость, то в отношении сноса самовольной постройки аннулированию записи не может предшествовать никакой спор! Иск о признании строения самовольной постройкой и о его сносе – это не требование, которым оспаривается право на строение. Такое оспаривание предполагает претензии истца на вещь. А здесь претензий на имущество не имеется.
Пусть спор о правах на незаконно возведенную постройку невозможен, но это не означает, что возведение постройки не может создать фигуры истца - лица, чьи права и законные интересы будут нарушены постройкой.
Возведением самовольной постройки на чужом земельном участке нарушено будет право собственника (обладателя иного права) на земельный участок, на котором постройка возведена. А если земельный участок под строительство отведен в соответствии с законом, самовольное возведение здания может привести к нарушению законного интереса лица, дом которого построен по соседству с самовольной постройкой, преградившей или существенно огранившей возможность доступа соседа к своему дому.
Как истцу защитить свои законные интересы, если право на строение, самовольно возведенное, зарегистрировано в ЕГРП?
Действующее законодательство ставит нас в юридический тупик.
Закон говорит, что право собственности на самовольную постройку не возникает (п. 2 ст. 222 ГК РФ), но также указывает, что при внесении записи о праве на постройку в ЕГРП право возникает (ст. 2 Закона о регистрации). Таким образом, одинаковые нарушения закона при возведении строения в зависимости от наличия регистрации по-разному сказываются на режиме постройки.
При наличии записи о праве на постройку в ЕГРП исключается возможность удовлетворения иска о сносе постройки как самовольной, поскольку с момента регистрации постройка приобретает собственника и становится «законно возведенной». Не спасет ситуацию и иск об обжаловании незаконных ненормативных актов государственных органов: тех, вынесение которых предшествовало возведению здания (например, акта об отводе участка под строительство), или тех, которые подтверждают соответствие построенного объекта всем техническим требованиям (например, акта приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию). Даже в случае удовлетворения судом такого иска не возникнут основания для аннулирования регистрации в ЕГРП. Согласно п. 1 ст. 28 Закона о регистрации «права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Регистратор права на недвижимое имущество и сделок с ним не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда». Судебное решение о признании недействительными актов госорганов не является решением, устанавливающим права на имущество, поэтому и упомянутая ст. 28 не может быть применена для аннулирования регистрации права на незаконно возведенное здание в ЕГРП.
Однако неоспорим тот факт, что внесение записи в реестр не отменяет нарушений, допущенных при строительстве здания. Почему же регистрация должна легитимировать самовольную постройку?
Если считать, что все регистрируемые права юридически чисты (якобы вследствие правовой экспертизы оснований регистрации), тогда бы надо легитимировать и ничтожные сделки купли-продажи, лежащие в основе права лица, внесенного в ЕГРП. Тем не менее, никем не подвергается сомнению, что недействительные сделки могут быть оспорены, а за признанием их ничтожными, могут быть аннулированы и записи о правах в ЕГРП, осуществленные на основании сделок.
Со спором о недействительности сделки проблемных вопросов не возникает, поскольку такой спор оценивается как спор о правах на проданную вещь , и поэтому разрешается судом в том числе при наличии регистрации.
В споре о недействительности договора купли-продажи рассматриваются вопросы законности основания зарегистрированного права (законности договора).
Однако, ситуация с самовольной постройкой аналогична. По сути своей, нарушения порядка отвода земельного участка, нарушения правил приема госкомиссией законченного строительством объекта, другие нарушения, допущенные при создании постройки, являются пороками в основании регистрируемого на постройку права. Основания регистрации – это акты, на основании которых вносятся изменения в ЕГРП (ст. 17 Закона о регистрации). Акты, которые принимаются при создании постройки, совместно с регистрацией, влекут возникновение права собственности на постройку. Также и сделка купли-продажи вкупе с регистрацией права собственности влечет возникновение этого права на недвижимость.
Почему же только тот факт, что спор о сносе самовольной постройки не является спором о правах на вещь, исключает возможность лицу, чьи права нарушены возведением такой постройки, добиться их восстановления в суде? Каким может быть выход?
Представляется, необходимо внесение соответствующих изменений в закон.
Законодателем должно быть закреплено правило о том, что оспариванию подлежит не право на недвижимость, а основания регистрации права, зафиксированного в ЕГРП. То есть, третье предложение п. 1 ст. 2 Закона о регистрации, а именно, «зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке», должно звучать следующим образом: «основания регистрации права на недвижимое имущество могут быть оспорены только в судебном порядке». И в таком споре регистрация должна рассматриваться наравне с другими доказательствами, не имея большей силы (также как она сейчас рассматривается в любах спорах о правах на недвижимость).
В этом случае заинтересованные лица, несмотря на наличие регистрации прав в отношении самовольной постройки, смогут оспорить ее возведение и потребовать сноса.
Предложенное правило более точно отражало бы и существо споров, заканчивающихся внесением изменений в ЕГРП. Для аннулирования записи в ЕГРП подается иск об оспаривании основания регистрации (сделки, ненормативного акта, судебного акта). Таким образом, через оспаривание основания права оспаривается и само право.
Возьмем, для примера, ситуацию, когда заинтересованное лицо не согласно с правом, внесенным в ЕГРП на основании судебного решения.
Чтобы исключить из ЕГРП такую запись, оспаривать нужно не само право, а именно судебное решение. Причина заключается в том, что вступившие в силу судебные акты обязательны на всей территории РФ (п. 1 ст. 16 АПК РФ, п. 1 ст. 13 ГПК РФ). Следовательно, если истец подаст иск об оспаривании права, зарегистрированного на основании судебного решения, суд в иске откажет со ссылкой на то, что судебное решение (основание регистрации права) действительно (поскольку не отменено). В то же время незаконное судебное решение можно оспорить в вышестоящие инстанции, и лишь через его отмену (то есть, через отмену именно основания регистрации) аннулированы будут записи в ЕГРП.
До внесения предложенных в статье изменений в закон лицам, чьи права нарушаются возведением самовольной постройки, можно лишь порекомендовать оперативно реагировать на нарушения, то есть своевременно обращаться в судебные органы (до того, как права на строение будут зарегистрированы), и во избежание регистрации права в процессе рассмотрения дела подавать ходатайство об обеспечительных мерах в виде запрета уполномоченным учреждениям юстиции проводить регистрацию прав на постройку.