17 августа 2023
Органы власти сами будут вносить в ЕГРН сведения о собственниках ранее учтенных объектов недвижимости, а «линейная амнистия» открывает широкие возможности, но не для всех | комментарий Дарьи Рагулиной для «ЭЖ-юрист»

Президент подписал федеральные законы, один из которых вносит изменения в законодательство о госрегистрации ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных объектов недвижимости, а также совершенствует процедуру выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления правообладателей ранее учтенной недвижимости (№ 397-ФЗ). А второй создает механизм регистрации прав на линейные объекты и  упрощает порядок оформления прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации линейных объектов (№ 430-ФЗ). «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов рассказать, кого затронут внесенные в законодательство изменения и что изменится с их принятием.

Дарья Рагулина, юрист практики недвижимости и строительства АБ ЕПАМ:

Ранее закон предполагал проведение мероприятий по выявлению правообладателей только тех объектов недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее – Закон о госрегистрации.

Теперь указанные мероприятия проводятся также в отношении:

1) наследников по закону или завещанию при выполнении следующих условий в отношении наследуемых объектов недвижимости:

  • права наследодателей возникли до дня вступления в силу Закона о госрегистрации, и не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • права наследников возникли до 01.02.2019 и не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • права наследников подтверждаются свидетельствами о праве на наследство по закону или по завещанию;

2) членов жилищно-строительного, гаражного или иного потребительского кооператива и иных лиц, имеющих право на паенакопления, при выполнении следующих условий:

  • соответствующее недвижимое имущество предоставлено указанным лицам кооперативом;
  • права собственности возникло в связи с внесением в полном объеме своего паевого взноса за недвижимое имущество;
  • право собственности не было зарегистрировано в ЕГРН;

3) правообладателей, чье право собственности зарегистрировано после дня вступления в силу Закона о госрегистрации, но до создания на территории субъекта Российской Федерации, на которой находится объект недвижимости, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с указанным Федеральным законом.

Проведение мероприятий по выявлению правообладателей в отношении указанных в Законе №397-ФЗ категорий способствует снижению риска ущемления прав таких лиц, например, при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд или при реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ).

Ранее установленный приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 порядок учета бесхозяйного имущества предполагал инициативу со стороны уполномоченного органа для указанного учета. На практике уполномоченные органы не стремились учитывать бесхозяйное имущество, ссылаясь на то, что это повлечет необходимость расходования бюджетных средств (см., например, апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 18.06.2020 № АПЛ20-114).

Указанные поправки направлены на ускорение процесса выявления и регистрации правообладателей недвижимого имущества, равно как и регистрации права публичного образования на бесхозяйное и выморочное имущества.

«ЭЖ-Юрист» №32 (1283) 2023, https://www.eg-online.ru/article/472719/

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ