15 марта 2022
Меры поддержки в сфере недвижимости и строительства

С начала марта 2022 года один за другим принимаются нормативно-правовые акты, которые определяют механизмы социально-экономической поддержки российских граждан и юридических лиц. Особое значение отведено мерам в сфере недвижимости и строительства.

Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 46-ФЗ) установил, в частности, что особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 году устанавливаются федеральными законами.

14 марта 2022 принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 58-ФЗ), который установил как анонсированные особенности градостроительства, так и ряд иных мер поддержки

Особенности регулирования градостроительных отношений

  • На 2022 год установлены следующие сроки градостроительных процедур:

a)       с двух до одного месяца сокращен срок на согласование проекта генерального плана поселения (городского округа) с уполномоченными федеральным органом и органом власти субъекта, в границах которого находится поселение (городской округ);

b)       1 месяц установлен на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, документации по планировке территории и изменений в эти документы.

При этом Правительство РФ, органы власти субъектов могут установить случаи утверждения указанных проектов или внесения в них изменений без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

  • Правительство РФ на 2022 год вправе установить случаи и порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными и строящихся на двух и более земельных участках.

Меры поддержки в сфере земельных отношений

  • До 01.03.2023 арендаторы публичных земельных участков вправе потребовать от арендодателя продления срока действия договора аренды на срок до 3 лет. Данное право не зависит от оснований заключения договора и наличия задолженности по арендной плате, но важно, чтобы срок договора не истек к моменту обращения и отсутствовали неустраненные нарушения, выявленные в рамках государственного земельного надзора.
  • Правительство РФ на 2022 год вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе без торгов, а также случаи мены земельных участков разных форм собственности;
  • Уполномоченные органы в 2022 году вправе установить случаи и размер льготной арендной платы за земельные участки из государственной (муниципальной) собственности, но на сумму не менее 1 рубля и на срок не более 1 года. О применении такой меры для строительства новых производств в Москве уже заявил С. Собянин[1];
  • Другие особенности регулирования земельных отношений в 2022 году могут быть установлены федеральными законами.

Новые положения в сфере государственной регистрации

  • Уточняется существующее положение, освобождающее Росреестр от необходимости проверки законности разрешения на ввод в эксплуатацию / уведомления о соответствии (для ИЖС и садовых домов).

В дополнение к этому Закон № 58-ФЗ предусматривает, что регистратор также не должен проверять:

§  наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается введенный в эксплуатацию объект;

§  соответствие такого объекта разрешенному использованию земельного участка и ограничениям прав на землю.

  • Вводятся и новые «освобождения». Так, Росреестр при экспертизе представленных на регистрацию документов, больше не будет проверять:

§  в отношении объектов в границах зон затопления, подтопления - обеспечение инженерной защиты таких объектов и (или) территорий, на которых они расположены;

§  в отношении объектов в границах водоохранных зон - оборудованы ли такие объекты сооружениями, защищающими водные объекты;

  • До 01.01.2025 упрощается порядок постановки на кадастровый учет и регистрации права государственной (муниципальной) собственности на объекты недвижимости, созданные до 21.01.1992: для этого достаточно будет выписки из реестра государственного или муниципального имущества с приложениям технического плана, а в отношении объекта гражданской обороны –декларации об объекте недвижимости и технического плана, подготовленного с учетом решения уполномоченного органа об отнесении данного объекта к объектам гражданской обороны.

 

Авторы: партнер Михаил Казанцев, советник Антон Алексеев,старший юрист Юрий Надежин, младший юрист Владислав Мальцев

_________________

[1] https://www.sobyanin.ru/podderzhka-moskvichei-i-biznesa-plan-pervoocherednyh-mer

 

Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ