7 сентября 2010
Краткий обзор правового регулирования служебных изобретений по праву России, Германии и Англии

При создании служебных изобретений важным аспектом является обеспечение баланса интересов участников правоотношений в связи со служебными изобретениями: для работника – посредством стимулирования к созданию служебных изобретений через систему льгот, поощрений и пр.; для работодателя – право использовать изобретение, созданное работником в порядке выполнения им своих трудовых функций.

На примере таких правопорядков как Россия, Германия и Англия попытаемся определить подходы правового регулирования правоотношений в связи со служебными изобретениями и выявить, какое изобретение признается служебным, каковы критерии для признания его таковым, при каких условиях, работодатель по соответствующему законодательству признается правообладателем служебного изобретения.

Прежде чем обращаться к конкретным источникам права России, Германии и Англии, остановимся на информационно-обобщающей характеристике источников стран Евросоюза и США. Характеризуя источники правового регулирования прав авторов на служебные изобретения, следует отметить, что ни все иностранные правопорядки имеют законодательное регулирование правоотношений в связи со служебными изобретениями, так, например Бельгия не имеет каких-либо специальных законов в отношении урегулирования института служебных изобретений и не содержит соответствующих норм в Патентном законе[1], в США данный вопрос также не урегулирован специальными законами о служебных изобретениях, отдельные нормы не включены в Патентный закон[2].

Нидерланды[3], Франция[4], Австрия[5] имеют патентные законы, в которых содержатся нормы о правах авторов служебных изобретений за служебные изобретения.

Ряд стран - Германия[6], Дания[7], Финляндия[8], Норвегия[9], Польша[10] приняли специальные законы о служебных изобретениях, в которых отдельно урегулированы вопросы вознаграждения авторам.

Россия. В России правовое регулирование института служебного изобретения содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть четвертая)[11] (далее – ГК РФ, Кодекс), при этом следует отметить соответствие положений ГК РФ нормам Патентного закона 1992 г. в данной части.

Согласно статье 1370 ГК РФ изобретение, созданное работником в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебным изобретением. Право авторства на служебное изобретение – признается непосредственно за автором, его создавшим и не может быть передано или отчуждено. Исключительное право на служебное изобретение и право на получение патента принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником не предусмотрено иное. Таким образом, в российском праве закрепляется презумпция исключительного права работодателя на служебное изобретение.

ГК РФ закрепляет за работником обязанность письменного уведомления работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана. Российский законодатель не закрепляет каких-либо требований к содержанию такого уведомления, в отличие, например от положений Закона Германии «О служебных изобретениях» 1957 г., предусматривающие обязанность работника подробно изложить в уведомлении суть технической задачи, подлежащей разрешению с помощью созданного им патентоспособного объекта интеллектуальной деятельности, также представляемый работником отчет должен содержать описание вкладов каждого из соавтора, в случае создания изобретения в соавторстве с приложением должностных инструкций и соответствующих заданий работодателя.

Кодекс предусматривает ограниченный срок, в течение которого, работодатель должен своими действиями (подача заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, передача права на получение патента другому лицу, сообщение работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне) выразить определенное правопритязание на результат интеллектуальной деятельности, о котором его уведомил работник. В том случае, если работодатель не проявит интерес к соответствующему изобретению, за работодателем в силу закона закрепляется право использования служебного изобретения в течение срока действия патента, в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем. Исходя из данного положения, следует, что законодатель закрепляет ситуацию, когда работник, передав свое право на получение патента третьему лицу, остается субъектом права с возможностью получать лицензионные платежи за использование служебного изобретения в конкретном производстве работодателя.

В отношении вопроса вознаграждения автору служебного изобретения, ГК РФ исходит из диспозитивного подхода, предусматривая право автора на вознаграждение, при этом размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем, определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом.

Пункт 4 статьи 1370 ГК РФ закрепляет, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данное положение требует отдельного внимания и анализа с учетом положений ст. 12 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Как закрепляется в обозначенной статье, положения пунктов 1, 3 и 5 статьи 32, статей 33 и 34 Закона СССР от 31 мая 1991 года № 2213-1 "Об изобретениях в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 25, ст. 703), пункта 3 статьи 21, пунктов 1 и 3 статьи 22 и статьи 23 Закона СССР от 10 июля 1991 года № 2328-1 "О промышленных образцах" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 32, ст. 908) о льготах и материальном стимулировании применяются на территории Российской Федерации до принятия законодательных актов Российской Федерации о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества.

Исходя из совокупного анализа ст.12 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", абзаца 4 пункта 4 статьи 1370 ГК РФ, а также положений статьи 3 ГК РФ, следует сделать вывод о том, что в случае принятия Правительством Российской Федерации постановления о минимальных ставках за служебное изобретение, данные ставки будут применяться в случае совершения работодателем таких действий как подача заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, передача права на получение патента другому лицу, сообщение работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне.

Установление ставок за использование служебного изобретения, определение срока в течение которого, вознаграждение за использование должно быть выплачено работнику, не подпадает под компетенцию Правительства Российской Федерации, т.к. не наделено соответствующей компетенций по изменению, отмене действующих норм, содержащихся в нормативных правовых документах, имеющих большую юридическую силу.

Исходя из того, что к законодательным актам Российской Федерации в области гражданского права не относятся постановления Правительства Российской Федерации, принятие постановление Правительства Российской Федерации за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, оставит в стороне вопросы размеров вознаграждения в связи с использованием соответствующих объектов патентного права.

Германия. Механизм правового регулирования служебного изобретения существенным образом отличается по праву Германии, так как имеется разнообразный набор правовых инструментов, среди которых специальный закон «О служебных изобретениях» (1957 г.), директивы Министерства труда о порядке расчета авторского вознаграждения, тарифные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные договоры между работодателем и автором служебного изобретения.

В 1957 г. был принят специальный законодательный акт «О служебных изобретениях», положения которого определяют виды изобретений, создаваемые работниками: служебные и свободные изобретения; устанавливают обязанность работника уведомить работодателя о созданном служебном изобретении с определением ряда требований к содержанию данного уведомления; предусматривают основания выплаты вознаграждения за служебное изобретение; определяют последствия неограниченного и ограниченного правопритязания на служебное изобретение; порядок разрешения споров, возникающих между работником и работодателем в сфере правового регулирования отношений в связи со служебным изобретением. Положения указанного закона призваны защищать права работников, как авторов служебных изобретений, на вознаграждение. Сфера действия закона, помимо частных компаний, распространяется и на публичные учреждения, так в соответствии с подпунктом 4 параграфа 4 данного Закона, предусматривается mutatis mutandis его применение и к служебным изобретениям, созданные служащими.

01 октября 2009 года были приняты изменения Закона «О служебных изобретениях», значительно расширившие права компаний (работодателей) на служебные изобретения.

В соответствии с параграфом 4 Закона «О служебных изобретениях» под служебными изобретениями понимаются изобретения, созданные в период трудовой деятельности работника и которые являются результатом его трудовых обязанностей или в существенной степени основываются на опыте или деятельности работодателя. Все иные изобретения работника признаются свободными, исключительное право на которые возникает непосредственно у работника.

Вместе с тем, принимая во внимание положения параграфа 8 Закона «О служебных изобретениях», возможны случаи изменения статуса служебных изобретений с применением к ним положений о свободных изобретениях: когда работодатель письменно уведомляет работника об отказе от служебного изобретения; работодатель заявляет об использовании служебного изобретения в ограниченных пределах; в течение установленного законом срока либо работодатель не уведомляет работника о какой-либо форме правопритязания на служебное изобретение.

Ранее Закон закреплял за работодателем необходимость активных действий, связанных с возможностью выбора объема прав на служебное изобретение и, определяя, что в пределах четырехмесячного срока с момента получения письменного уведомления от работника о создании им правоохранного объекта работодатель был вправе уведомить работника об использовании служебного изобретения в неограниченных пределах с закреплением исключительного права за работодателем или ограниченных пределах, на неисключительной основе с заключением простого лицензионного договора с работником.

Новая редакция Закона предлагает юридическую фикцию существования прав работодателя на служебное изобретение, т.е. получив уведомление о служебном изобретении, предполагается, что права на служебное изобретение в полном объеме закрепляются за работодателем, если работодатель определенно не выразил свой отказ в течение четырех месяцев с момента получения уведомления. Особое место отводится содержательному наполнению уведомления о созданном служебном уведомлении – если уведомление составлено ненадлежащим образом, четырехмесячный срок начинает течь с даты, когда работодатель получил всю необходимую информацию об изобретении от работника.

Определены иные требования к форме, как уведомления, так и всех последующих действий, связанных с фактом создания служебного изобретения (подтверждение получения уведомления, исчисление вознаграждения, возражения работника по вопросам вознаграждения, отказ работодателя от изобретения и др.) - указанные действия могут быть выражены посредством электронной почты или факсимильной связью. Требования письменной формы сохраняются лишь для целей осуществления процессуальных действий в случае разрешения спора в специализированном арбитражном центре по рассмотрению споров в связи со служебными изобретениями.

В соответствии с параграфом 9 Закона «О служебных изобретениях» за работником закрепляется право на вознаграждение, при этом оно должно быть разумным и, как предусматривала предыдущая редакция Закона, подлежащим выплате работодателем, как только он письменно уведомил нанимателя о неограниченном правопритязании на служебное изобретение в установленных временных пределах.

Изменения 2009 года предусматривают, что если соглашение о вознаграждении не может быть достигнуто между работником и работодателем, последний определяет размер такого вознаграждения, при этом, если изобретение используется, вознаграждение должно быть выплачено не позднее трех месяцев с момента перехода исключительных прав на изобретение или трех месяцев с момента начала использования изобретения до соответствующего перехода исключительных прав на изобретение. В случае, если служебное изобретение не используется, работодатель имеет право на определение экономической целесообразности использования в своем производстве.

Формы вознаграждения могут выражаться в виде единовременного платежа или в виде периодических платежей, порядок исчисления которых может определяться, например в соответствии с Методическими рекомендациями о выплате авторского вознаграждения за служебные изобретения, создаваемые при осуществлении работниками трудовой деятельности в частных компаниях. Данные Методические рекомендации впервые были приняты Министерством труда в 1959 г.[12]

Следует отметить отсутствие императивного характера данного документа, целью данных рекомендаций явилось обеспечение информационной основой для исчисления вознаграждения автора изобретения. Методические рекомендации закрепляют три метода для исчисления стоимости изобретения:

путем определения лицензионного платежа за использование служебного изобретения, принимая во внимание сопоставимое по своим критериям изобретение, принадлежащее третьим лицам;

путем исчисления прибыли от непосредственного использования служебного изобретения;

путем оценки стоимости служебного изобретения, т. е. путем определения цены, которая должна была бы быть оплачены компанией, в случае, если бы она приобретала права на свободное изобретение.

Вся финансовая информация, связанная с использованием служебного изобретения должна быть предоставлена работнику для целей надлежащего исчисления авторского вознаграждения за служебное изобретение.

В соответствии с параграфом 9 (2) Закона «О служебных изобретениях» определение вознаграждения зависит от следующих элементов в совокупности: экономическая применимость служебного изобретения, определяемая в соответствии с Методическими рекомендациями; трудовые обязанности работника и занимаемая им позиция (ожидалось ли от работника в силу его трудовых обязанностей создание служебного изобретения); степень участия компании при создании служебного изобретения.

Если в создании служебного изобретения участвовало несколько работников, параграф 12 Закона «О служебных изобретениях» устанавливает, что вознаграждение должно быть выплачено отдельно каждому автору служебного изобретения. При этом, каждый автор служебного изобретения должен быть извещен об общей сумме вознаграждения и о соответствующих размерах в отношении каждого автора служебного изобретения.

Англия. Нормы, регулирующие правоотношения в связи со служебными изобретениями закреплены в Патентном законе (1977 г.)[13]. В соответствии с положениями Патентного закона (1977 г.), права на служебное изобретение закрепляются за работодателем. При этом, статья 39 (1) Патентного закона (1977 г.) предусматривает два возможных правовых основания для целей признания изобретения служебным:

в случае, если изобретение создано работником в ходе исполнения его обычных трудовых обязанностей (или в результате таких обязанностей, которыми работник был специально наделен работодателем), при условии, что создание изобретения могло разумно ожидаться от работника в ходе исполнения им соответствующих обязанностей, т.е работник принимается на такую работу, выполнение которой ожидает достижение определенного результата, выражаемого в создании изобретения;

изобретения, создаваемые работниками, обладающими определенным правовым статусом (например, руководитель юридического лица), т.е. когда работник был принят на работу не для целей исполнения технических, научных обязанностей, так называемые «a fiduciary relation».

Во всех остальных случаях, исключительное право на изобретение, остается за работником.

В английском праве отличительными моментами при определении прав на служебное изобретения является то, что положениями Патентного закона не закрепляется право работодателя на использование изобретения на условиях простой (неисключительной) лицензии и без выплаты работнику лицензионных платежей (концепция «shop right», используемая в праве США). Права на изобретение принадлежат работодателю либо в полном объеме, либо у работодателя не возникает никаких прав на созданное работником изобретение.

В отличие от правового регулирования Германии, по вопросу вознаграждения автору служебного изобретения до начала использования в производстве, законодательство Англии не содержит соответствующего регулирования на законодательном уровне. Патентный закон (ст. 40) предусматривает, что вознаграждение автору служебного изобретения выплачивается в случае, если использование изобретения привело к существенной прибыли компании, при этом во внимание должны приниматься такие факторы как деятельность компании и ее размер.

Краткий обзор правового регулирования отношений в сфере служебных изобретений в рассмотренных правопорядках показал, что имеются существенные отличия, как по вопросу определения условий, наличие которых связывается с отнесением изобретения к служебному, так и при определении прав авторов служебных изобретений на вознаграждение.

***

[1] http://www.jpo.go.jp/shiryou_e/s_sonota_e/fips_e/pdf/belgium/patents_law.pdf
[2] http://www.law.cornell.edu/patent/patent.overview.html
[3] http://www.ivir.nl/legislation/nl/patentact1995.html
[4] http://www.wipo.int/clea/en/text_html.jsp?lang=en&id=1613#JD_FR065e_AL615_21
[5] http://www.jpo.go.jp/shiryou_e/s_sonota_e/fips_e/pdf/austria_e/e_tokkyo.pdf
[6] http://www.wipo.int/clea/en/text_html.jsp?lang=en&id=1004
[7] http://www.wipo.int/clea/en/details.jsp?id=1087
[8] http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1967/en19670656.pdf (Unofficial translation Ministry of Trade and Industry, Finland); http://www.wipo.int/clea/en/details.jsp?id=1478 (Text available in paper format only (Finnish, Swedish).
[9] http://www.wipo.int/clea/en/details.jsp?id=3243
[10] http://www.uprp.pl/Formularze/ustawa2000_gb.doc
[11] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)
[12] “Richtlinien fur die Vergutung von Arbeitnehmerefindungen im privaten Dienst”
[13] http://www.ipo.gov.uk/patentsact1977.pdf