Компании перестают выигрывать у ФНС в судах
Налогоплательщикам становится все труднее отстаивать свою правоту в спорах с налоговиками. Согласно опубликованной вчера статистике ФНС, в 2000 году суды удовлетворили жалобы налогоплательщиков в отношении 64% сумм оспариваемых налоговых требований, а в первом полугодии 2006 года - всего 17%. ФНС объясняет невиданные успехи повышением качества своей работы, в юридических же компаниях утверждают, что после «дела ЮКОСа» суды стали значительно чаще подыгрывать налоговикам.
Судебная статистика, демонстрирующая, что под руководством Анатолия Сердюкова ФНС все успешнее отстаивает интересы бюджета, опубликована к 15-летию налоговых органов РФ - оно отмечается сегодня. Из этих данных следует, что доля удовлетворенных судами жалоб налогоплательщиков в последние пять лет стремительно сокращается. Если в 2000 году налогоплательщики отсудили у налоговых органов 64% оспариваемых сумм (в 2001-м - 58%, 2002-м - 84%, 2003-м - 64%, 2004-м - 45%, 2005-м - 33%), то за первое полугодие 2006 года - всего 17%. Таким образом, за последние три с половиной года предприниматели стали выигрывать у налоговых органов почти в четыре раза реже. Статистика по делам, в которых истцами выступали фискальные органы, еще более устрашающа для бизнеса. В первой половине 2006 года налоговики выиграли 95% инициированных ими дел по суммам требований (в 2005 году - 65%, в 2004-м - 43%).
Партнер юридической компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов обращает внимание на несоответствие данных ФНС статистике Высшего арбитражного суда. По данным ВАС, в 2002-2005 годах стабильно удовлетворяется около 70% требований налогоплательщиков о признании актов налоговых органов недействительными. «Эта статистика учитывает количество исков, а не их суммы. Понятно, что один крупный иск по сумме может перевесить массу мелких, тем не менее столь радикальное расхождение данных ВАС с цифрами ФНС рождает некоторые сомнения в достоверности последних», - отметил эксперт.
В ФНС успехи в борьбе с налогоплательщиками объясняют работой по систематизации схем уклонения от налогов и неформальному подходу к документам.
Переломным сами налоговики называют 2004 год: тогда началось «дело ЮКОСа», совокупные претензии к которому составили около 800 млрд руб. (из них пока выплачено лишь 418 млрд руб.).
В 2004 году произошла и замена прежнего руководителя налогового ведомства Геннадия Букаева на Анатолия Сердюкова - с его приходом активизировался процесс перевода крупнейших налогоплательщиков в отраслевые межрегиональные инспекции ФНС. Поскольку семь из девяти таких инспекций находятся в Москве, основную часть крупных налоговых споров стали рассматривать арбитражные суды Московского округа (сейчас они рассматривают примерно в десять раз больше налоговых дел, чем суды других округов). Близость к центральному ведомству позволила высокопоставленным чиновникам ФНС лично представлять в суде интересы инспекций. Так, в недавнем рассмотрении дела о взыскании 3,9 млрд руб. налогов за 2001 год с ТНК-ВР лично участвовали начальник юридического управления ФНС Антон Устинов и его заместитель Всеволод Курков. По словам замдиректора судебного департамента ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Эдуарда Годзданкера, дела крупнейших налогоплательщиков действительно находятся под контролем высшего руководства ФНС. «В отношении таких дел применяются, в частности, методические рекомендации кассационного суда Московского округа, упрощающие судам вынесение решений в пользу налоговиков», - сказал он «Ъ».
По мнению же главы экспертного совета Госдумы по налоговому законодательству Михаила Орлова, в последние два года ФНС откровенно давит на суды. «После «дела ЮКОСа» судьи стали более сговорчивыми, - говорит он. - К тому же новое руководство ВАС прямо объявило, что арбитражные суды как государственные органы должны защищать прежде всего государственные интересы. Судей вмонтировали в систему сравнительно честного отъема средств граждан в бюджет».
Старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Игорь Серебряков не согласен с тем, что суды стали чаще принимать необоснованные решения в пользу ФНС. «Скорее, налоговые органы грамотнее формулируют свои решения, оспариваемые налогоплательщиками, и лучше, чем раньше, собирают доказательства», - говорит эксперт.
Примечательно, что пополняя госказну, суды (даже в рамках одного Московского региона) весьма избирательно относятся к оценке налоговых претензий. Госкомпаниям подчас удается выигрывать дела, в которых частным компаниям победить бы не удалось. Например, налоговые претензии ФНС к ОАО «Юганскнефтегаз» в период его нахождения под контролем ЮКОСа составляли свыше 140 млрд руб., однако после перехода «Юганскнефтегаза» под контроль «Роснефти» суды признали недействительными решения налоговиков примерно на 120 млрд руб. Недавно близкому к государству РАО «ЕЭС России» в арбитражном суде Москвы удалось добиться снижения налоговых претензий за 2002 год с 1 млрд руб. до 100 млн руб.
ФНС отмечает и еще одну особенность судебной практики последнего времени. В 2005 году предприниматели сами отказались от исковых требований на общую сумму более 33 млрд руб. В ФНС нежелание судиться с налоговыми органами скромно называют «положительной тенденцией» и надеются на ее будущее развитие. «Наши клиенты действительно все чаще отказываются от судебных споров с ФНС, - говорит Сергей Шаповалов. - Результаты проверок, которые заканчиваются доначислением небольших для компании сумм (хотя речь может идти о миллионах рублей), в большинстве случаев уже не оспариваются. Себе дороже».
Вадим Вислогузов, Ольга Плешанова