Невозможность смены экипажа и безопасность мореплавания во взаимосвязи с морским страхованием обсудили на 2-й ежегодной конференции «Риски в морском страховании: лучшие практики, российский и международный опыт». Мероприятие было организовано адвокатским бюро ЕПАМ и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при поддержке Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ.
Проблема смены экипажей и репатриации моряков во всем мире не теряет актуальности. Связанные с пандемией ограничения на перемещения моряков напрямую затрагивают сферу морского страхования. «Хотя послабления запретов и ограничений везде вводятся, но все же эти кажущиеся послабления сменяются новыми ограничениями в связи с закрытием транспортных коридоров, ограничений авиакомпаний на пассажирские перевозки, в том числе отменами рейсов. Порты также ужесточают ограничения. Это создает проблемы для моряков, которые хотят списаться или заступить на службу на суда», – отметил руководитель практики морского/транспортного права адвокатского бюро «ЕПАМ» Алексей Карчемов.
При этом невозможность смены экипажа напрямую затрагивает сферу морского страхования. «В первую очередь, это несоблюдение прав моряков, которые установлены Конвенцией о труде в морском судоходстве: право на увольнение на берег, право на ежегодный отпуск, право на максимальный период службы на судне – не больше 11 месяцев, право на возвращение на родину, право на медицинское обслуживание на судне и на берегу, – продолжил А.Карчемов. – Судовладелец вроде бы и рад все эти права обеспечить и, например, отправить моряка в заслуженный отпуск, но по факту эту возможность, к сожалению, реализовать не получается».
В условиях существующих запретов судовладельцы вынуждены продлевать контракты моряков. «При этом надо отметить, что в какой-то момент продление контрактов санкционировалось во многих государствах, так, например, в России разъяснения, которые касались возможности продлевать контракты еще на три месяца за пределами максимального срока службы, были даны Минтрансом еще в марте 2020 года, – сказал А.Карчемов. – Даже если репатриация и удается, мы понимаем, что существенное сокращение пассажирских перевозок имеет негативный эффект. Например, значительно увеличивает расходы на репатриацию и довольно часто ставит вопрос перед судовладельцем – а стоит ли потратиться на это или все-таки нарушать право моряка с его согласия?»
Еще одним последствием кризиса с экипажами стал простой судов. По словам А.Карчемова, в большинстве случае судовладельцы были поставлены перед выбором – дожидаться, пока моряки пройдут 14-дневный карантин и оплачивать простой судна, или находить другой вариант.
«Невозможность смены экипажа ставит под угрозу безопасность мореплавания и жизни моряков, – подчеркнул А.Карчемов. – Проблемы со сменой экипажей привели не только к переработкам и, соответственно, повышенным расходам на оплату труда моряков. Это дополнительные физические и психоэмоциональные нагрузки на членов команды, что сказывается на уровне безопасности и работе экипажа и судна. Работа моряков напряженная, а если контракт продлевается еще за пределы предельного 11-месячного срока, при стандартном сроке 4-6 месяцев, то проблема физического и психического здоровья экипажа становится критичной».
«Как это может отражаться на сфере страхования морских рисков? Прежде всего это угроза жизни и здоровью моряков, например, в связи с невозможностью получения требуемой медпомощи. Да и в целом, такая усталость существенно увеличивает риски аварий, – пояснил А.Карчемов. – Ведь в основном причиной наступления того или иного аварийного случая является человеческий фактор».
«Большинство правил страхования предусматривают, что не являются страховыми случаями события и, соответственно, не возмещаются понесенные убытки и расходы вследствие немореходности судна, если об этом судовладелец или его представитель знал или должен был знать, – напомнил А.Карчемов. – При этом сами правила страхования не устанавливают ни критерии немореходности, ни его понятие. Из этого возникает следующий вопрос: охватывает ли понятие немореходности случай, когда судно, хотя и было снаряжено должным образом и укомплектовано квалифицированным экипажем, тем не менее становится немореходным, поскольку невозможность смены экипажа влечет за собой нарушение прав моряков и ставит под угрозу безопасность мореплавания как такового. Может ли считаться судно мореходным, если, так скажем, экипаж еле дышит – большой вопрос».
«Является ли пандемия страховым случаем, который покрывает риски? В целом, конечно, раньше этот риск [заболевания и распространения инфекции] был слишком номинальным, он учитывался в страховых полисах, но большая значимость этому риску не придавалась, – сказал А.Карчемов. – Соответственно, не было серьезных оговорок. Сейчас гораздо больше внимания этому риску. Мы знаем, что многие российские страховые компании уже покрывают риски, связанные в том числе с пандемией и коронавирусными ограничениями и болезнями моряков на судах».
«Пандемия еще не закончилась, еще непонятны взаимоотношения со страховыми компаниями. И любой страховой случай рассматривается case by case, потому что слишком много факторов влияет на то или иное происшествие», – заключил А.Карчемов.
Опубликовано SeaNews