Совет Европейского Союза 27 января 2015 года объявил о внесении изменений в Директиву 2011/96/EU об общих принципах налогообложения, применяемых к материнским и дочерним компаниям государств - членов ЕС, более известную как Parent - Subsidiary Directive (Директива).
Принятые изменения представляют собой очередной шаг в борьбе ЕС с налоговыми злоупотреблениями при использовании директивы, которая применяется для освобождения выплат дивидендов внутри ЕС от обложения налогом у источника (прим.: почти все государства - члены ЕС облагают налогом у источника дивиденды, выплачиваемые в пользу иностранного получателя; исключением является Кипр).
В свете состоявшихся изменений представителям российского бизнеса следует обратить особое внимание на свои европейские структуры с кипрскими холдинговыми компаниями, которые традиционно используются как шлюз для безналогового распределения прибыли за пределы ЕС. Новые правила потребуют создания реального экономического присутствия на Кипре - эффективного переноса функций управления на уровень холдинговой компании. В противном случае налоговая эффективность таких структур может значительно снизится.
Изменения направлены на ограничение возможности применять директиву в случае использования инструментов агрессивного налогового планирования, т.е. когда такие инструменты используется не для коммерческих целей, отражающих экономическую реальность. По сути, освобождение в рамках директивы не может применяться в случаях, когда единственной или основной целью использования инструментов налогового планирования является получение налоговых преимуществ в рамках директивы.
В первую очередь данные изменения направлены на борьбу со случаями, когда получателем дивидендов является холдинговая компания, не выполняющая реальных коммерческих или управленческих функций - в подобной ситуации освобождение от налогообложения у источника выплаты дивидендов не должно применяться. Например, раньше, выплачивая дивиденды кипрскому акционеру, компания из Люксембурга не оценивала вопрос о наличии реальных коммерческих функций у киприота и применяла в рамках директивы освобождение от обложения 15% налогом у источника, но более такой подход не будет возможен. Теперь освобождение предоставляется только при условии, что компания на Кипре выполняет реальную экономическую функцию, а не встроена в цепочку владения для получения выгод от применения директивы.
Все государства - члены ЕС обязаны до 31 декабря 2015 года внести изменения в свои национальные законодательства с целью обеспечить применение новых правил в качестве минимального стандарта, что подразумевает право любого государств ЕС устанавливать свои более жесткие правила противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере. В будущем аналогичные изменения могут быть внесены в директиву 2003/49/EC об общих принципах налогообложения, применяемых к процентам и лицензионным платежам между зависимыми компаниями государств - членов ЕС.
При этом вряд ли стоит ожидать, что изменения к директиве принесут ЕС мгновенный экономический эффект: бизнес подстроится под новые правил игры, что в итоге приведет к усложнению инструментов налогового планирования и росту расходов на их администрирование.