«Югранефть» останется юридическим лицом
Галина Базина
Британская Sibir Energy одержала победу в борьбе с «Сибнефтью» за контроль над компанией «Югранефть». В среду суд подтвердил, что внешнее управление в компании было введено законно и для ее ликвидации нет оснований.
Британская Sibir Energy пытается возвратить себе 50% в совместном предприятии с «Сибнефтью» – компании «Сибнефть-Югра». Это СП было создано на паритетных началах в 2000 году. Британцы внесли в него 99,34% акций своей дочерней компании – «Югранефти», которой принадлежат лицензии на три нефтяных месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе с запасами в 180 млн тонн нефти.
«Сибнефть» обязалась делать инвестиции в разработку месторождений. Но в апреле прошлого года выяснилось, что еще в 2002-2003 годах доля Sibir Energy в «Сибнефть-Югре» в результате допэмиссии акций была размыта с 50 до 0,98%. При этом менеджмент «Сибнефти» официально признал увеличение своей доли в СП лишь в июне 2004 года.
Поскольку «Югранефть» – по существу компания-пустышка, отягощенная долгами («Сибнефть» по договорам выдавала ей займы на освоение месторождений, а лицензии были переданы в СП «Cибнефть-Югра»), то «Сибнефть» предприняла попытки к ликвидации компании через введение конкурсного производства. По мнению Sibir Energy, тем самым подконтрольная Роману Абрамовичу компания пыталась «замести следы».
«Добросовестный кредитор не стал бы требовать ликвидации компании, в которой практически не осталось имущества, для удовлетворения кредиторских требований», – говорит партнер адвокатского бюро ЕПАМ Дмитрий Афанасьев, представляющий интересы Sibir Energy.
Генеральный директор Sibir Energy Генри Камерон дает еще более резкую оценку происходящего: «Сибнефть» пытается избежать ответственности за противоправное размытие доли «Югранефти» в «Сибнефть-Югре», добиваясь ликвидации компании вместо того, чтобы позволить внешнему управляющему произвести финансовое озводорвление».
В свою очередь, британская компания инициировала банкротство «Югранефти». В апреле 2005 года в «Югранефти» было введено внешнее управление. Уже 23 июня «Сибнефть» оспорила введение внешнего управления в суде.
По словам источника «Газеты.Ru», близкого к «Сибнефти», инициируя банкротство «Югранефти», представители Sibir Energy были уверены в том, что они – основные кредиторы «Югранефти» и после банкротства рассчитывали получить приоритетное право требования по долгам компании. Но 65% задолженности «Югранефти» аккумулировала «Сибнефть», – сказал источник «Газеты.Ru».
В среду Федеральный арбитражный суд признал, что процедура внешнего управления в отношении компании «Югранефть» была введена законно, а основания для введения конкурсного производства (то есть продажи имущества и ликвидации компании) отсутствуют.
Председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин уверен, что нынешнее решение суда – важная победа Sibir Energy в борьбе за возврат своего актива.
«В корпоративных войнах ликвидация юридического лица – а судя по всему, именного этого добивается «Сибнефть», настаивая на конкурсном производстве, – это обычный прием, направленный на лишение соперника возможности возврата активов.
Промежуточное звено обычно убирают во избежание реституции, то есть возврата активов. Ведь когда компания ликвидирована, она не может быть участником судебных дел. К ней, например, нельзя предъявить иск. А отменять ликвидацию компании – это чрезвычайно сложное мероприятие, которое в России почти никому не удавалось», – рассуждает юрист. Теперь Sibir Energy оставила за собой открытую дверь для дальнейших судебных действий по возврату активов, уверен Тутыхин. Пока есть юридическое лицо, даже в состоянии банкротства оно способно подавать иск и быть ответчиком по иску, возвращать активы, расторгать сделки, оспаривать эмиссию акций. Так что точка невозврата для «Сибнефти» не пройдена, делает вывод адвокат.