5 апреля 2016
О предложении чиновников упростить оформление право собственности на парковочное место | комментарии Елены Гаврилиной для «Вести FM»

Доходное машино-место: правила регистрации парковки упростят

Оформить право собственности на парковочное место станет проще. Правительство хочет окончательно законодательно признать недвижимым имуществом стоянки машин в зданиях. Размеченную площадку можно будет без проблем зарегистрировать и поставить на кадастровый учет. А владелец станет пополнять городскую казну, платя налог. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.

Чиновники предложили ввести в правовое поле понятие "площадка" - часть помещения внутри здания, не огороженная стенами. Собственник сможет её оформить в частное владение, заложить или передать по наследству без бюрократических проволочек.

Сегодня многие обладатели машино-мест на паркингах в действительности ими не владеют: они не могут их законно продать или эта процедура серьезно осложнена. Дело в том, что Росреестр не регистрирует парковочное место без кадастрового учёта. Но для постановки на учёт недвижимость должна быть ограничена стенами. Машино-место - особый объект, границы которого обозначены краской на полу, отмечает юрист адвокатского бюро "Линия права" Ирина Лайер. А раз нет стен - нет регистрации:

"Судебная практика в данном случае неоднозначна. Есть суды, которые придерживаются позиции органов кадастрового учёта. В то же время судебная практика говорит, что несмотря на то, что данное место не обозначено никакими строительными конструкциями, оно имеет границы, площадь. Его можно обозначить иным способом и, соответственно, поставить на кадастровый учёт".

Проблему можно решить установкой перегородок. Но на подземных автостоянках это запрещено требованиями пожарной безопасности. Чтобы оформить право собственности, некоторые владельцы идут на нарушение закона, "пририсовывая" парковке виртуальные стены.

Есть законные способы зарегистрировать машино-место, продолжает Ирина Лайер. Например, оформить его как долю в общей собственности всей парковки. Но продать место можно только с согласия остальных собственников:

"Первоначально необходимо предложить его остальным владельцам данного паркинга. И если их - несколько сотен, продавцу необходимо уведомлять каждого собственника в данном паркинге, ждать один месяц, пока кто-то либо согласится на покупку данного парковочного места, либо в течение месяца не поступят отказы от данного права".

Юридический пробел должны устранить до 1 июня. Те, кто зарегистрирует недвижимость по новым правилам, начнут платить налоги, говорит главный редактор журнала "Дайджест недвижимости" Михаил Морозов. Но даже по московским меркам плата не обременит владельцев паркинга:

"В Москве можно будет каким-то образом заставить людей получить права собственности на 2 миллиона так называемых машино-мест. Я не думаю, что для автовладельцев это будут какие-то очень большие деньги - рублей 200-300. Потому что налог будет взиматься, исходя не из рыночной стоимости, по которой это машино-место приобреталось, а это сегодня минимум 300 тысяч, а кадастровая стоимость будет определена на уровне максимум 200 тысяч за эти 18 квадратных метров".

Изменения коснутся и владельцев небольших площадей в крупных торговых или офисных центрах. Это может побудить недобросовестных собственников перепродавать площадки, которые сейчас используются как общее имущество, или огораживать, мешая другим владельцам, предупреждает партнер адвокатского бюро ЕПАМ Елена Гаврилина:

"Строго говоря, закон не запрещает, допустим, эту площадку расположить в непосредственной близости от существующих помещений, квартир и поставить любой нестационарный объект - от стеллажа до стеклянных перегородок. Именно из-за столь "широкой" формулировки помещение может появиться где угодно, в том числе и не на первых этажах. Поэтому целесообразно уточнить, что площадки не могут образовываться, затрудняя доступ иным собственникам к помещениям".

Новые правила регистрации вряд ли оживят столичный рынок подземных стоянок, полагают эксперты. Отведенные для машин капитальные паркинги, в отличие от дворов, стоят полупустыми, потому что отпугивают покупателей запредельной стоимостью, сравнимой с ценой еще одной квартиры.