7 июня 2022
Уголовная и субсидиарная ответственность менеджмента и собственников 2022 | комментарий Андрея Бастракова для газеты «Коммерсант»

Сейчас наблюдается тенденция к упрощению уголовного судопроизводства. Причиной стала неготовность рассма­тривать экономические дела, обладающие повышенной сложностью по сравнению с общеуголовными преступле­ниями, а также тратить много времени на установление об­стоятельств совершения сложных сделок.

Как следствие, эксперты привлекаются не столько для установления об­стоятельств по делу, сколько для объяснения суду «про­стым языком» сути дела. В результате мнение эксперта стало супердоказательством, которое сложно оспорить. Однако зачастую оно подменяет собой остальные доказа­тельства и избавляет следователя и суд от необходимо­сти дачи надлежащей правовой оценки обстоятельствам дела. По закону инструментами привлечения специальных познаний по уголовным делам являются заключения экс­перта и специалиста. Однако, несмотря на постоянное совершенствование законодательства, защита до сих пор находится в неравном положении по сравнению с обви­нением, так как ограничена в возможности эффективно спорить с выводами экспертиз, проведенных по инициа­тиве следователя. Сложно на практике добиться и отвода эксперта даже в очевидных случаях, когда экспертиза поручается эксперту не той специальности.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ