В ситуации распространения коронавирусной инфекции и принятия государством ограничительных мер компании зачастую сталкиваются с невозможностью исполнить свои обязательства по договорам. Первостепенное значение приобретает оценка каждого такого случая с точки зрения применимости правил о непреодолимой силе, невозможности исполнения и существенном изменении обстоятельств. Важно изначально не ошибиться с юридической квалификацией, совершить все необходимые действия, чтобы в последующем иметь возможность сослаться на форс-мажор, в том числе собрать доказательства на случай последующего спора.
1. Распространение коронавирусной инфекции 2019-nCoV (COVID-19) как обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор)
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», дополненным Указами Мэра Москвы от 14.03.2020 № 20-УМ и от 16.03.2020 № 21-УМ, установлен режим повышенной готовности на территории города Москвы, при этом Указ Мэра Москвы в частностиустанавливает, что распространение 2019-nCoV (COVID-19) является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности.
В этой связи возникает вопрос о возможности квалификации факта распространения коронавирусной инфекции и введения связанных с этим мер ограничительного характера в качестве обстоятельств непреодолимой силы по п. 3 ст. 401 ГК РФ при исполнении гражданско-правовых обязательств.
По смыслу п. 3 ст. 401 ГК РФ суд должен оценивать наличие или отсутствие обстоятельства непреодолимой силы в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из совокупности представленных доказательств. Следовательно, само по себе объявление Указом мэра Мэра Москвы распространения коронавирусной инфекции в качестве чрезвычайного и непредотвратимого обстоятельства не влечет за собой автоматической квалификации судом данного обстоятельства в качестве форс-мажора. Вместе с тем Указ Ммэра Москвы в любом случае может быть принят судами в качестве одного из ключевых доказательств возникновения обстоятельства непреодолимой силы. Важно также отметить, что при доказывании наличия форс-мажора по спорам из внешнеторговых сделок существенное значение будет иметь сертификат Торгово-промышленной палаты РФ о форс-мажоре.
2. Влияние коронавирусной инфекции 2019-nCoV (COVID-19) на действие ранее заключенных договоров
Вышеупомянутый п. 3 ст. 401 ГК РФ разрешает вопрос исключительно об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства вследствие форс-мажора. Вопрос о прекращении договора в такой ситуации должен рассматриваться отдельно, при этом он является не менее важным, поскольку только в случае прекращения договора компания сможет, например, потребовать возврата ранее внесенной предоплаты. Возможны следующие варианты.
- Прекращение обязательства невозможностью исполнения (ст. ст. 416, 417 ГК РФ)
Обязательство прекращается, если оно не может быть исполнено фактически (ст. 416 ГК РФ) или исполнение будет противоречить какому-либо акту государственного органа (ст. 417 ГК РФ).
Статья 416 ГК РФ регулирует фактическую невозможность исполнения и устанавливает, что в случае ее наступления обязательство прекращается автоматически. При этом важно, как правило, чтобы фактическая невозможность исполнения была постоянной, т.е. такой, при которой препятствия для исполнения не отпадут в будущем. Фактическая невозможность исполнения, возникшая в результате введения ограничительных мер в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, в большинстве случаев не будет отвечать этому критерию, поскольку ограничительные меры явно носят временный характер. Соответственно, существует риск того, что ссылки на прекращение обязательства в связи с фактической невозможностью исполнения будут отклонены.
Если же стороны столкнулись с юридической невозможностью исполнения (ст. 417 ГК РФ), то обязательство прекращается независимо от того, является ли такая невозможность временной или постоянной. В этой связи, мы полагаем, что если в связи введением мер ограничительного характера исполнение договора объективно невозможно, сторона договора вправе ссылаться на факт прекращения обязательства на основании ст. 417 ГК РФ ввиду юридической невозможности его исполнения.
- Изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ)
В условиях введения различных карантинных мер сторона по договору вправе обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
Положительной практики расторжения, а тем более изменения договора на основании указанной статьи ГК РФ крайне мало, поскольку она предусматривает достаточно жесткие условия ее применения. Однако, на наш взгляд, на фоне распространения коронавирусной инфекции такая практика постепенно начнет формироваться.
3. Практические рекомендации
В сложившейся ситуации, когда компании сталкиваются с невозможностью или существенными затруднениями при исполнении договорных обязательств, могут быть даны следующие практические рекомендации:
- Если введенные государственными органами меры ограничительного характера из-за распространения коронавирусной инфекции препятствуют исполнить договор, необходимо известить контрагента о наступлении обстоятельства непреодолимой силы. При этом следует обратить внимание на предусмотренные договором: (1) сроки, в течение которых нужно уведомить контрагента о возникновении обстоятельств непреодолимой силы; (2) требования к содержанию такого уведомления; (3) требования к документам, которые должны подтверждать наступление таких обстоятельств; (4) предусмотренные договором последствия несоблюдения указанных требований.
- Следует оценить обоснованность прекращения договора в связи с невозможностью исполнения (ст.ст. 416, 417 ГК РФ) и при наличии соответствующих оснований уведомить контрагента о прекращении договора. Еще одним вариантом защиты интересов стороны договора, которая не может исполнить свои обязательства в условиях введения различных карантинных мер, может являться обращение в суд с требованием об изменении или расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
При заключении новых договоров особое внимание следует уделять разделам о непреодолимой силе, ответственности и отказе от договора. Необходимо учитывать, что непреодолимой силой может быть признано только такое обстоятельство, наступление которого стороны не могли предвидеть на момент заключения договора. Следовательно, если при заключении договора существуют предвидимые риски невозможности его исполнения в связи с введением государственными органами новых мер ограничительного характера из-за распространения коронавирусной инфекции, в договоре целесообразно прямо предусмотреть дополнительные ограничения ответственности в конкретной ситуации. Кроме того, важно формулировать условия новых договоров таким образом, чтобы предоставить сторонам право выйти из договорных отношений или изменить условия договора в случае возникновения каких-либо препятствий, связанных с вновь вводимыми ограничениями, а также детально урегулировать последствия такого выхода.