В июне на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась сессия «Эволюция правового регулирования корпоративных отношений в современных условиях». В рамках сессии в своем выступлении партнер АБ ЕПАМ Дмитрий Степанов отразил основные этапы становления текущего корпоративного регулирования: от системной реформы ГК РФ в 2012 году и принятия закона о международных компаниях в 2018 году до новелл в отношении ЭЗО, редомициляции и других инициатив, которые обсуждаются сейчас. Коротко о наиболее актуальных для бизнеса инициативах в нашем алерте.
ЗАКОН ОБ ЭЗО (470-ФЗ) КАК АЛЬТЕРНАТИВА ДОБРОВОЛЬНОЙ РЕДОМИЦИЛЯЦИИ БИЗНЕСА
Принятый в августе 2023 года Федеральный закон об особенностях регулирования корпоративных отношений в ЭЗО («470-ФЗ») предусмотрел механизм судебного приостановления корпоративных прав иностранных холдинговых компаний («ИХК») и вступления косвенных участников ЭЗО в прямое владение акциями или долями ЭЗО, а также прямой выплаты дивидендов (прибыли) ЭЗО в адрес российских бенефициаров ИХК. Между тем, наспех принятый закон нуждался в доработке, и в декабре 2023 года в него был внесен целый ряд поправок.
В текущей редакции 470-ФЗ дает нерезидентам-косвенным участникам ЭЗО право (не обязанность) вступить в прямое владение акциями (долями) ЭЗО, тем самым держателям российских активов, если это нерезиденты, даны по сути те же возможности, что и резидентам. Также установлена возможность приостановления корпоративных прав таких нерезидентов, в совокупности владеющих не менее чем 50% в ЭЗО: это сделано с тем, чтобы исключить перехват контроля со стороны нерезидентов над российским бизнесом. Предусмотрено сохранение силы корпоративного договора, ранее заключенного в отношении ИХК, для лиц, получивших акции (доли) ЭЗО (в отношении ЭЗО).
Также недавними поправками исключено применение к переходу владения акциями (долями) ЭЗО требований о получении регуляторных согласований, предусмотренных специальными законами (О защите конкуренции (135-ФЗ); Об иностранных инвестициях (160-ФЗ); О порядке инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение (57-ФЗ); О Банке России и о банковской деятельности (86-ФЗ и 395-1); Об АО и об ООО (208-ФЗ и 14-ФЗ).
Однако текущей редакцией 470-ФЗ не предусмотрены исключения в отношении установленного Президентом РФ особого порядка осуществления (исполнения) сделок (операций) в рамках Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ и (или) Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ, которые продолжают в полной мере распространяться на правоотношения в рамках 470-ФЗ. Возможно, в ближайшее время будет проведена работа по частичному нераспространению такого порядка на ЭЗО, однако шансы на такие исключения пока минимальны.
Кроме того, были внесены изменения в НК РФ, направленные на обеспечение налоговой нейтральности перехода прав на акции (доли в уставном капитале) ЭЗО. Указом Президента РФ от 27.01.2024 № 73 для ЭЗО и связанных с ними лиц введена возможность не раскрывать и не предоставлять информацию, подлежащую раскрытию. Такая информация в том числе не подлежит размещению в государственных информационных системах и других источниках.
В настоящее время вносятся сопутствующие изменения в КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных 470-ФЗ (Законопроект № 475201-8, принят во 2м чтении 11.06.2024). Функцию по рассмотрению дел о таких административных правонарушениях предлагается возложить на Росфинмониторинг.
Механизм 470-ФЗ может быть применен в случаях, когда альтернативные варианты избавления от иностранной «прослойки» в корпоративном управлении ЭЗО в виде:
(i) изменения ИХК личного закона в порядке редомициляции; или
(ii) обращения контролирующего лица КИК с совокупной долей участия более 50% в ФНС России с заявлением об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российской компании, акционером (участником) которой является КИК, не могут быть использованы на практике по какой-либо причине.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ (290-ФЗ)
Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» определяет порядок редомициляции в РФ иностранных компаний («290-ФЗ»). Принятый Федеральный закон от 25.12.2023 № 636-ФЗ («636-ФЗ») в части поправок в 290-ФЗ направлен на устранение негативных последствий, связанных с невозможностью исключения иностранных юридических лиц из иностранных реестров в недружественных юрисдикциях в течение установленного срока (2 года со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о регистрации международной компании).
636-ФЗ наделил Правительственную комиссию по контролю за иностранными инвестициями в РФ правом принятия решений о продлении срока, в течение которого иностранное юридическое лицо подлежит исключению из иностранного реестра. Продление возможно не более, чем на год. Такое решение может быть принято по заявлению международной компании, поданному не ранее чем за 2 месяца до истечения срока, отведенного на исключение из реестра, в случае, если:
- иностранному юридическому лицу необоснованно или по независящим от него причинам отказано в исключении из реестра при условии своевременного совершения им необходимых для этого действий (принятия решений);
- три или более обращения иностранного юридического лица, направленных в адрес иностранного органа в целях исключения из реестра, оставлены таким органом без ответа.
636-ФЗ позволяет подавать такие заявления в адрес Правительственной комиссии неоднократно.
Изменения направлены на недопущение утраты международными компаниями налоговых льгот (лишение статуса «МХК», пп. 4 п. 2 ст. 24.2 НК РФ), что явно несоразмерно предполагаемому нарушению; а также на недопущение сокращения поступлений в бюджет и объема инвестиций в развитие социально значимых объектов.
Кроме того, в январе 2024 года Президент РФ подписал Указ № 1, утвердивший перечень международных компаний, в отношении которых требование об исключении из реестра иностранных юридических лиц считается соблюденным (приняв во внимание, что этим компаниям в иностранных юрисдикциях необоснованно или по независящим от них причинам было отказано в таком исключении).
Таким образом, на сегодняшний день наиболее острые нормативные препятствия для редомициляции из недружественных юрисдикций устранены. При этом сохраняются трудности при редомициляции в Россию трастовых и подобных им иностранных холдинговых структур без образования юридического лица. Существующая сейчас конструкция международного фонда не обладает достаточной гибкостью и не учитывает многие нюансы зарубежного регулирования подобных структур. Необходимо расширить конструкцию международного фонда, установив возможность замены бенефициара, переноса ответственности перед кредиторами на новое лицо (международный фонд), обеспечения возвратности активов, переданных учредителями или третьими лицами международному фонду и т.п.
ОБНОВЛЕН МЕХАНИЗМ ПОЛУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВ ДОЧЕРНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КИК
636-ФЗ фактически продлевает до 31.12.2025 возможность для налоговых резидентов РФ получить корпоративные права в российских организациях, которыми они владеют через контролируемые иностранные компании («КИК») из недружественных юрисдикций . Соответствующий механизм предполагает:
- владение КИК контролирующим лицом более чем на 50%;
- необходимость обращения контролирующего лица в ФНС России;
- основание для обращения: КИК при осуществлении корпоративных прав в отношении российских организаций совершают действия, которые нарушают права таких организаций и (или) контролирующих лиц;
- публичный перечень организаций, в отношении которых контролирующие лица осуществляют корпоративные права (публикуется на сайте ФНС), а также необходимость публикации ряда сведений в ЕГРЮЛ;
- ограничение корпоративных прав контролирующих лиц в российских организациях, включая невозможность голосовать за изменение устава, за реорганизацию или ликвидацию, изменение размера ее уставного капитала, о досрочном прекращении полномочий совета директоров и исполнительного органа и пр., а также отчуждать акции (доли);
- прекращение выплаты дивидендов или распределение прибыли российской организации.
Оформившие такие права до конца 2023 года смогут осуществлять данные права до конца 2025 года без необходимости подавать новые заявления, в порядке и на условиях, которые предусмотрены 636-ФЗ.
Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. АБ ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.