10 августа 2023
Опубликован Указ Президента о приостановлении Соглашений об избежании двойного налогообложения с 38 странами

8 августа 2023 года опубликован Указ Президента № 585 «О приостановлении РФ действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения» (далее – «Указ»). Данный Указ - закономерное развитие инициативы Минфина и МИД России об одностороннем приостановлении действий Соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – «СИДН», «Соглашение») в ответ на решение Европейского союза о включении России в список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС по вопросам налогообложения.

С какой даты приостанавливаются отдельные положения СИДН?

Приостановление действия СИДН начинает действовать со дня опубликования Указа.

Правительству поручено внести соответствующий проект федерального закона в Государственную Думу, а также принять меры для снижения влияния на экономику России последствий указанного приостановления, однако это не влияет на дату приостановления Соглашений.

Таким образом, в отношении доходов, выплаченных с 8 августа 2023 года, применяется новый режим налогообложения. 

О каких именно СИДН идет речь?

Приостанавливается действие отдельных положений СИДН с «недружественными» странами: Австралия, Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Корея, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сингапур, Словакия, Словения, США, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

Каковы последствия ограничений действия СИДН?

Изменение коснулось норм, регулирующих налогообложения всех видов дохода, в т.ч. статьи СИДН «Другие доходы». Вместе с тем, продолжают действовать общие нормы, например, о механизмах устранения двойного налогообложения, об обмене информацией и тд.

Наиболее ощутимые последствия приостановления:

  • Невозможность применения пониженных ставок налога у источника при выплате за рубеж пассивных доходов (дивидендов, процентов и роялти). Применяться будут ставки, предусмотренные НК РФ (15-20% в зависимости от вида дохода).

! На практике возможность выплаты пассивного дохода за рубеж в адрес лиц, связанных с «недружественными» государствами, в многих случаях была и ранее ограничена антисанкционным регулированием.

  • Многие статьи Соглашений предоставляли право облагать доходы только стране резидентства лица, получившего доход. С принятием Указа эта возможность осталась в прошлом. 
  • Формулировка Указа, в целом, предполагает сохранение возможности зачета налога, уплаченного за рубежом (в том числе, для физических лиц-российских налоговых резидентов). В своих комментариях Минфин РФ ранее также делал акцент на необходимости сохранить право физических лиц на зачет зарубежного налога.

! Вместе с тем, формулировки положений о зачете в отдельных СИДН имеют привязку к доходам, которые могут облагаться за рубежом «в соответствии с Соглашениями» (например, СИДН с Кипром, Швейцарией, Германией и др.) Учитывая приостановку действия положений СИДН о налогообложении различных видов доходов, такая формулировка, потенциально, может создавать практически трудности при реализации права на взаимозачет. Однако, учитывая общую позицию Минфина, задекларированную ранее, остается надеяться на то, что практика будет складываться в пользу налогоплательщиков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Несмотря на поручение Правительству продумать меры по снижению негативного влияния указанного приостановления на экономику, в настоящий момент действие положений 38 СИДН уже приостановлено. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть как минимум следующие варианты оптимизации налоговой нагрузки:

  • Выработка альтернативной структуры владения активами, например, с помощью редомициляции иностранной компании в страны, не предпринимающие «недружественных» действий и не поддерживающих санкции в отношении России;
  • Редомициляцию иностранной компании в САРы (специальные административные районы на территории о. Русский и о. Октябрьский);
  • В отношении физических лиц – налоговых резидентов РФ – при наличии существенного дохода от иностранного источника рассмотреть альтернативные юрисдикции налогового резидентства с приемлемым уровнем налогообложения на соответствующие виды доходов.
  • Для физических лиц – нерезидентов РФ необходимо продумать альтернативные варианты структурирования владения российскими активами, а также, потенциально, пересмотреть структуру трудовых отношений (при наличии трудового договора с российским работодателем).

Авторы: старший юрист Ольга Морозова, младший юрист Хабибулина Ляйсан, паралигал Злата Звягинцева.

 

Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Сергей Калинин

Сергей Калинин

Москва, ОАЭ