Даже самые добросовестные исполнители госзаказов не защищены от уголовного преследования. Мошенничеством могут признавать досрочное подписание акта и сокращение расходов. Уголовное дело может быть возбуждено даже через десять лет. [...]
Сплошные проверки
Бизнес, заключивший договоры на поставку продукции и оказание услуг с государственными органами, контролирует масса организаций: полиция, Федеральное казначейство, прокуратура, Следственный комитет, налоговые органы, Федеральная антимонопольная служба. Если контракт связан с оборонным заказом — ещё и Министерство обороны, Росфинмониторинг, Федеральная служба безопасности и уполномоченный банк.
По мнению экспертов, в 2022 году чиновники с большим пониманием относились к проблемам бизнеса, не приводившим к формальным нарушениям госконтрактов. Но, говорят юристы, успокаиваться не надо — уголовное дело может быть возбуждено и гораздо позже. [...]
Проверять подрядчиков надзорные органы начинают в январе. Цель — выявить факты досрочного принятия работ со стороны госзаказчиков.
"Представляющие госзаказчиков чиновники должны закрыть бюджетный план до 1 января. Поэтому они могут предложить подрядчику подписать акт на ещё фактически не выполненные работы. Вот только со стороны компании эти действия могут квалифицироваться как мошенничество, даже если к моменту выявления все работы будут действительно выполнены", — отмечает руководитель уголовно правовой практики адвокатского бюро ЕПАМ Андрей Тузов. [...]
Экономить не надо
Большинство государственных контрактов заключается по фиксированной цене. Предприятие-исполнитель несёт все риски изменения рыночной ситуации. Подорожание комплектующих или субподрядных работ — его проблемы.
При этом исполнитель не вправе самостоятельно изменять смету и суммы затрат. Даже если все работы были выполнены добросовестно, своевременно и качественно, любое отступление от документов может рассматриваться как мошенничество. Особенно в сфере гособоронзаказа, когда большинство операций отслеживается через специальный счёт в уполномоченном банке.
"С точки зрения бизнеса можно за счёт обоснованной экономии на одних работах превысить расходы на других операциях. Но при расследовании таких дел перед экспертом ставится вопрос только о выявлении незаконной выгоды, то есть порой вынужденные затраты не учитываются", — поясняет Андрей Тузов. [...]
Работа перед ошибками
Дополнительные риски влечёт привлечение к исполнению работ индивидуальных предпринимателей и других субподрядчиков, в репутации которых могут сомневаться надзорные органы.
По словам Андрея Тузова, Федеральное казначейство считает подозрительными почти все переводы в пользу индивидуальных предпринимателей. А правоохранительные органы могут рассматривать такие операции как попытки обналичивания.
Преступлением может признаваться практически любое нарушение государственного контракта, в том числе сдача неполного объёма работ, некачественное их выполнение, приписки и так далее. [...]
С другой стороны, во многих случаях возбуждение уголовного дела можно предупредить. Доследственной проверке со стороны правоохранительных органов чаще всего предшествует расследование ФАС. В отличие от полицейских сотрудники антимонопольного ведомства имеют экономическое образование, понимают практику работы добросовестного бизнеса и не преследуют карательных целей.
Поэтому эксперты считают, что своевременное устранение выявленных ФАС недочётов исключит передачу материалов правоохранителям и уголовное преследование.
Автор: Павел Нетупский, https://mashnews.ru/opasnyij-goszakaz