Ограничение операций, коснувшееся в начале года ряда аккаунтов Interactive Brokers (IB), популярного у российских инвесторов американского брокера, было вызвано проверкой в рамках антиотмывочных обязательств компании. Поводом для нее может быть не только «токсичное резидентство», но и ряд других причин, в том числе сложные инструкции по расчетам. Некоторые эксперты, впрочем, допускают, что таким образом IB просто отсекает клиентов, не приносящих ему комиссионный доход.
“Ъ” стали известны подробности и причины проблем, возникших на прошлой неделе у ряда клиентов американского брокера Interactive Brokers, пользующегося популярностью среди российских инвесторов. Компания разослала ряду клиентов письма о введении с 1 января дополнительной платы от $150 до $1,4 тыс. в год за due diligence. В результате у ряда клиентов оказался ограничен ряд операций, в частности по приобретению ценных бумаг. В IB пояснили “Ъ”, что проверка некоторых клиентов с высоким уровнем риска проводится в рамках обязательств брокера по противодействию отмыванию денег. Сбор применяется только для тех счетов, где стоимость проведения проверки превышает размер активов на нем.
Interactive Brokers осуществляет брокерскую и дилерскую деятельность в 33 странах. Компания позволяет инвестировать в акции, опционы, фьючерсы, валюты, облигации и фонды с единого интегрированного счета. Собственный капитал брокера превышает $10 млрд, а количество клиентских аккаунтов — 1,5 млн.
Среди российских клиентов IB популярен, поскольку предлагал невысокие тарифы и широкий доступ к иностранным рынкам. Однако полтора года назад после штрафа американского регулятора за некорректную борьбу с отмыванием денег компания ограничила работу с российскими клиентами (см. “Ъ” от 31 августа 2020 года). К настоящему времени, по словам начальника отдела интернет-брокера на международных рынках «БКС Мир инвестиций» Александра Цукермана, «никто из крупных компаний в России не работает с Interactive Brokers».
Однако источник “Ъ”, близкий к IB, оценил число частных российских инвесторов, продолжающих работать с брокером, примерно в 10 тыс. человек, а объем средств на их счетах — как минимум в $100 млн.
В Interactive Brokers не стали подтверждать или опровергать эти данные.
В январе-феврале проверки соблюдения Anti-Money Laundering (антиотмывочного) законодательства проводят многие финансовые институты на фондовом рынке, отмечает управляющий партнер Borenius в России Андрей Гусев. В большинстве случаев проверка автоматизирована, клиенты о ней даже не оповещаются. Но если система фиксирует подозрительные сигналы, это становится основанием для проведения сотрудником расширенной проверки (enhanced due diligence) вручную, что требует дополнительных затрат. Чаще всего, по словам господина Гусева, таким сигналом бывает гражданство или налоговое резидентство клиента.
Старший юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ ЕПАМ Максим Барышев отмечает, что фактором риска при оценке клиента выступает его проживание в странах, в отношении которых применяются международные санкции, где не выполняются рекомендации FATF, поддерживается террористическая деятельность или наблюдается высокий уровень коррупции. Среди других факторов — отказ предоставить запрашиваемые данные, нестандартные или необычно сложные инструкции по порядку проведения расчетов и т. д.
Зачастую расширенная проверка проводится для клиентов, выбранных системой случайно,— это может объяснять факт, что письмо получили далеко не все российские клиенты, добавляет Андрей Гусев. Максим Барышев допускает, что размер комиссии может зависеть не от стоимости активов на брокерском счете клиента, а от размера вознаграждения, выплачиваемого им брокеру. Эксперт допускает, что такой комиссией Interactive Brokers отсекает мелких клиентов, которые в течение длительного времени не осуществляют операций по брокерскому счету, не принося брокеру дохода.
Ксения Куликова, Коммерсант, https://www.kommersant.ru/doc/5173541