2 декабря 2015 года Михаил Казанцев, партнер Адвокатского бюро ЕПАМ, общественный омбудсмен по деофшоризации и амнистии капиталов, и Уполномоченный при Президенте по правам предпринимателя Борис Титов презентовали изменения в закон об амнистии капиталов.
Изменения затрагивают семь пунктов, в частности, проблему перевода активов к фактическому владельцу, возможность декларировать сделки и имущество, универсальность гарантий при подаче декларации, освобождение от налогов при декларировании имущества, репатриация имущества, включение в амнистию юридических лиц и продление срока программы до конца следующего года.
По словам Титова, существующий закон практически не заинтересовал бизнес и граждан страны. С 1 июля по сегодняшний день по предварительным итогам в ФНС подали порядка 200 деклараций, что очень мало. Этот факт свидетельствует о неэффективности действующего механизма амнистии капиталов. Именно поэтому в закон необходимо внести изменения.
Михаил Казанцев отметил, что сейчас складывается такая ситуация, что граждан вынуждают подать декларацию с указанным заграничным имуществом, не гарантируя им, что за подобную открытость они не понесут ущерба. Необходимо усложнять закон и давать больше гарантий от конкретных видов возможных рисков, которые амнистия создает.
Первое предложение касается перевода активов. Дело в том, что согласно закону, перевести собственность от номинального к фактическому владельцу можно посредством подачи декларации и приложенного к ней первоначального договора на доверительное управление. При этом сегодня нет понимания, что это должен быть за договор.
«В идеале, это документ в котором оговаривается, что в таком-то году первоначальный собственник имущества передал во временное пользование свои активы другому владельцу, а теперь решил все вернуть, - поясняет Казанцев. – Однако проблема в том, что большинство активов приобретались не через договор продажи или дарения, а через офшорные компании или другими аналогичными путями».
Именно поэтому необходимо расширить действующую формулировку закона, предоставив декларантам право подтверждать статус фактического владельца при помощи иных договоров. Для получения гарантий достаточным должно считаться предоставление соглашения о передаче имущества от номинального собственника фактическому. Предоставление такого соглашения в полной мере удовлетворяет целям закона – раскрыть перед государством информацию об активах и их владельцах.
Второй пункт – возможность декларировать конкретные сделки и «прошлое» имущество, полученное задолго до момента подачи декларации и выбывшее из владения хозяина. Таким образом, у декларантов открывается возможность заявить об отдельных хозяйственных операциях и выбывшем из собственности имуществе, при покупке которых могли быть допущены нарушения или преступления. Важно учесть, что активы на данный момент могут быть не связаны напрямую с декларантом, но в перспективе повлияют на налоговые риски.
Помимо этого, по мнению бизнес-омбудсмена, важно обеспечить универсальность гарантий при подаче декларации даже в том случае, если есть ошибки. Надо пояснить, что в текущей редакции закона говорится, что ошибки в декларации и прилагаемых к ней документах, не препятствующие идентификации декларанта, не могут быть основанием для отказа. На практике же, вопрос идентификации – это довольно субъективный критерий и дает возможность широкой трактовки, что не допустимо. В связи с этим, предлагается указать в законе, что гарантии предоставляются вне зависимости от ошибок в декларации.