Советник уголовно-правовой практики Адвокатского бюро ЕПАМ Андрей Тузов провел вебинар на тему «Уголовно-правовые итоги 2021. Что ждет бизнес в новом году, и какие меры предосторожности необходимо предпринять?». Он рассказал о наиболее значимых изменениях в уголовном законодательстве, трендах в работе правоприменительной практики и дал рекомендации о том, как компаниям обезопасить себя.
На что обратить внимание при работе с контрагентами: основные риски для бизнеса
Недопустимость экономических преступлений остается императивом деятельности правоохранительных органов, особенно в части отношений с контрагентами. Основной риск для предпринимателей – тщательные проверки на предмет возможного обналичивания денежных средств через компании с признаками фирм-однодневок и вывода денег под непроверяемые поставки (сырье, материалы и так далее). Сотрудничество с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми без явной экономической обоснованности усиливает риск экономического преступления в глазах следствия.
«Нет единого способа решения проблем, связанных с оценкой со стороны правоохранителей экономической обоснованности сотрудничества юридического лица с самозанятым или индивидуальными предпринимателями. В каждом отдельном случае могут возникнуть вопросы к фактическому выполнению заявленных услуг, их необходимостью для основной деятельности компании», – заметил Андрей Тузов.
На практике возникают ситуации, когда правоохранители выявляют якобы необоснованные отношения между контрагентами, при которых оказанные услуги несоизмеримы с их стоимостью. Следственная версия о хищении при этом может строиться на основе одной из подозрительных операций, а другие сделки между компаниями не принимаются во внимание.
«Нам известно множество случаев, когда правоохранительные органы проверяли оплаченные счета, налоговые платежи, закупки и целесообразность услуг конкретного подрядчика. Если в работе контрагента не было реальной потребности, вы попадаете в зону уголовно-правового риска. Подозрения в хищениях, коррупции и легализации полученных преступным путем средств – главные причины подобных расследований», – отметил спикер.
Новеллы в уголовном законодательстве
В 2021 году произошел ряд изменений в уголовно-правовом законодательстве. Главные из них коснулись процедуры банкротства. Например, появились отдельные категории субъектов с увеличенной степенью ответственности за преднамеренное банкротство или неправомерные действия при банкротстве.
«Речь идет не только о руководителях или должностных лицах, которые осуществляют преступную деятельность с использованием своего служебного положения, но и тех, кто может быть квалифицирован как контролирующее должника лицо, то есть уголовный закон в этой части сблизился с законодательством о банкротстве», – подчеркнул Андрей.
Кроме того, правоохранители расширили понятие преднамеренного банкротства и теперь подразумевают под ним совершение действий, которые заведомо влекут неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Из других наиболее значимых нововведений Андрей отметил изменения в регулировании фальсификации финансовых документов, которые теперь касаются всех страховых компаний, в том числе иностранных юридических лиц. А новая статья 171.5 УК РФ предусмотрела уголовную ответственность за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов и займов, что может грозить не только высокими штрафами, но и лишением свободы.
Безопасность стала мейнстримом
В 2022 году ожидается усиление ответственности за нарушение правил безопасности и охраны. Актуальна практика, при которой руководители, представители управляющих компаний и даже бенефициары становятся главными подозреваемыми при происшествиях на производстве. Риски для собственников могут быть минимизированы, если они будут самостоятельно контролировать вопросы безопасности на своих объектах и не полагаться исключительно на ответственных за нее сотрудников, создавая условия для развития безопасной производственной среды. При этом Андрей отметил, что судебные разбирательства в случае происшествия коснутся и должностных лиц, которые осуществляют контрольно-надзорные функции.
«За последний год, как правило, за каждым резонансным несчастным случаем на производстве стоит уголовное преследование не только топ-менеджеров, но и владельцев предприятия, а также должностных лиц надзирающих органов. Следствие выявляет и доказывает признаки коррупции, в результате которой стало возможным происшествие. Следственная практика исходит из того, что ни один крупный инцидент не мог произойти без попустительства должностных лиц», – указал спикер.
Информационные риски и киберугрозы
Бизнес должен быть готов к новым угрозам, исходящим из возможностей современных технологий. Необходима тщательная проверка всех финансовых операций и внутренних коммуникаций между сотрудниками и руководством, отлаженная система внутреннего контроля и неукоснительное следование корпоративным правилам и процедурам.
«Нам известен случай, когда злоумышленник использовал технологию дипфейк – изменил изображение и провел видеоконференцию с главным бухгалтером крупного предприятия от лица генерального директора. Мошенник убедил бухгалтера в необходимости оплатить счет, выставленный им через фирму-однодневку. И тот немедленно перечислил необходимую сумму, которая была успешно выведена и обналичена злоумышленником», – рассказал спикер.
***
В завершении Андрей Тузов отметил, что не существует единого метода решения уголовных преследований даже по схожим преступлениям. Кроме того, бенефициарам необходимо иметь четкий план «Б» по управлению своим бизнесом на случай уголовного преследования. Причина такой настороженности – сохраняющийся тренд на арест имущества и блокировку активов обвиняемого и членов его семьи во время уголовно-правового разбирательства.
Андрей рекомендовал топ-менеджерам строить точные экономические планы по работе с партнерами, клиентами и контрагентами, контролировать реализацию получаемых инвестиций и кредитных средств, а также следить за обновлениями в законодательстве и адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям ведения бизнеса.