2 апреля 2020
#EPAMONLINE: Адвокаты АБ ЕПАМ обсудили влияние пандемии на исполнение договоров строительного подряда

1 апреля 2020 года старший юрист судебно-арбитражной практики Сергей Королев, юрист практики недвижимости, строительства и ГЧП Юрий Нефедов и младший юрист судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро ЕПАМ Андрей Есманский провели вебинар «Пандемия COVID-19 как форс-мажор по договорам строительного подряда». Адвокаты рассказали, при каких обстоятельствах пандемия может быть признана обстоятельством непреодолимой силы, в каких случаях наступает освобождение от ответственности и как подготовиться к защите своих интересов в суде.

Условия освобождения от ответственности

При оценке наличия признаков непреодолимой силы важно учитывать соответствие пандемии закрепленным в законе характеристикам форс-мажора. Пандемия коронавируной инфекции, как правило, соответствует признакам чрезвычайности, непредотвратимости, независимости от воли должника. Однако при оценке допустимости ссылаться на наличие форс-мажорных обстоятельств важно учитывать особенности конкретной ситуации. «Например, если компания заключала контракты в феврале, когда в некоторых странах уже был введен режим самоизоляции, вопрос о соответствии признаку чрезвычайности представляется не столь неоднозначным. При этом, должник может быть освобожден от ответственности только тогда, когда обстоятельство непреодолимой силы находится в причинно-следственной связи с неисполнением обязательств, т.е. сама по себе пандемия и введение ограничительных мер автоматически не освобождает должника от ответственности. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно», – отметил Юрий Нефедов.  

Не форс-мажор?

В силу прямого указания закона к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. «Вопрос толкования этой нормы спорен. Полагаем, что применительно к последствиям распространения коронавирусной инфекции она будет трактоваться не буквально, а исходя из общей картины. Подобные прецеденты уже имели место ранее. К примеру, есть судебная практика, когда форс-мажором признавалось отсутствие на рынке товаров, если такие товары являются уникальными», – подчеркнул Нефедов.

Последствия наступления обстоятельств непреодолимой силы

По общему правилу наступление обстоятельств непреодолимой силы не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. В свою очередь кредитор вправе отказаться от исполнения обязательства, если он утратил интерес к исполнению вследствие просрочки, возникшей в связи с форс-мажором. Однако не стоит забывать и о специальных правилах, которые могут быть предусмотрены договором подряда, например, возможность досрочного прекращения договора по инициативе любой стороны, если форс-мажорные обстоятельства длятся в течение определенного срока. «На протяжении долгих лет оговорка о форс-мажоре не привлекала должного внимания, и к ней относились невнимательно. Теперь, при заключении новых контрактов, это положение договора стоит тщательно пересмотреть и учесть все возможные ограничения и как они регламентируют порядок отношения сторон», – обратил внимание Сергей Королев.

Текущие ограничительные меры и работа строительных компаний

Применительно к строительным компаниям, согласно Указу Президента[1] и Разъяснениям Минтруда России[2] и дополнениям к ним, можно выделить три категории организаций, на которых не распространяется введение нерабочих дней: непрерывно действующие организации, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям, строительные организации, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей, а также организации в сфере дорожного хозяйства. Вопрос о том, подпадает ли коммерческое строительство под эти исключения, является неоднозначным – здесь необходимо провести анализ технологических процессов отдельно взятых предприятий. «Также следует отметить необходимость в ежедневном режиме отслеживать изменение регулятивных мер, анализировать каждый отдельный договор как со своей стороны, так и со стороны контрагента применительно к тем ограничениям, которые уже даны, и к тем мерам и разъяснениям, появление которых ожидается в ближайшее время. При этом взаимное уведомление и переписка сторон – необходимые элементы добросовестного поведения и последующей защиты в случае судебного разбирательства. Отсутствие письменных уведомлений вменяется в подавляющем большинстве строительных споров», – предостерег Королев.

Доказывание наличия форс-мажора

Учитывая развивающуюся нестабильность, есть основания полагать, что значительно возрастет количество споров из договоров строительного подряда, поэтому крайне важно уже сейчас собирать доказательственную базу для защиты своей позиции в суде. «Каждая ситуация будет оценивается отдельно, но, как показывает практика, суды будут учитывать: сертификаты и заключения ТПП РФ, нормативные правовые акты, публикации в СМИ, объявления на сайтах органов власти и иных организаций. Особое внимание следует уделить сбору копий больничных листов, выписок из штатного расписания, писем от поставщиков и субподрядчиков, заключений специалистов о невозможности привлечения новых работников и субподрядчиков. Основанный на проектной документации расчет трудоемкости, обоснование необходимости применения конкретных материалов и оборудования, невозможность их замены аналогичными также нельзя упускать из вида», – резюмировал Андрей Есманский.



[1] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» неделя с 30 марта по 3 апреля 2020 года была объявлена нерабочей.

[2] Письмо Минтруда России от 26 марта 2020 г. № 14-4/10/П-2696.