В последний день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2013) уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов подвел итоги года своей работы. В зале был аншлаг, пишет газета «Ведомости» (статья «Титов: «Бизнес в России вести все-таки можно», Vedomosti.ru, 22.06.2013, автор - Лилия Бирюкова)*. Модератор сессии Председатель Комитета партнеров Адвокатского бюро ЕПАМ Дмитрий Афанасьев даже поблагодарил собравшихся за то, что, несмотря на вчерашнее бурное празднование объявленной Владимиром Путиным поддержки экономической амнистии, они все-таки пришли.
Титов, в свою очередь, напомнил, что амнистия — это хорошо, но впереди сложная работа: предстоит добиваться переквалификации дел со ст. 159 Уголовного кодекса России (мошенничество) на ст. 159.4 УК (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности), вступившую в силу в конце 2012 г. Нельзя допустить, чтобы закрытые из-за амнистии дела были возбуждены заново на следующий же день, считает он. «Амнистия — непопулярная мера, на которую пошел президент, это идет вразрез с общественным мнением. Это смелый шаг», — воспевал омбудсмен Владимира Путина.
Отчитавшись о количественных показателях своей работы (поступило 735 обращений, отработано и снято с контроля 260, к региональным омбудсменам обратились 1172 человека, отработано 551 обращение), Титов неожиданно заключил, что все в России не так уж плохо с правами бизнесменов, раз обращений не так много, он ожидал большего потока.
«Бизнес в России вести все-таки можно», — сделал вывод Титов. Он добавил, что источником 70-80% конфликтов с властью являются конфликты между самими бизнесменами и следует подумать над созданием на базе «Деловой России» и «Опоры России» медиаторского центра, аналогичного тому, что есть у Российского союза промышленников и предпринимателей. В ответ на это предложение Владимир Страшко, вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП), призвал не множить сущности и всем работать на базе существующего института на базе ТПП (Международный коммерческий арбитражный третейский суд).
Приведя еще и несколько успешных дел (заодно вспомнив случай, когда в обращении было отказано малому предприятию ритуальных услуг, которое просило возбудить дело против главврача, который информировал конкурентов), Титов предоставил слово остальным спикерам. Вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров, один из главных разработчиков текста амнистии предпринимателей, радостно сообщил, что такой широкомасштабной амнистии не было уже 60 лет — с «холодного лета 1953-го». И вот чтобы «холодного лета 2013-го не получилось», пришлось убрать из первоначального варианта амнистии несколько уголовных статей. В итоге, по его оценке, из мест лишения свободы выйдут около 5000-6000 человек из 9500. На вопрос «Ведомостей», учитывался ли при расчетах тот факт, что не все сидельцы смогут возместить установленный ущерб (а это обязательное условие экономической амнистии), он убедительно кивнул головой и сказал, что 5000 человек — это те, кто уже возместил или сможет возместить ущерб.
Общение еще долго продолжалось в позитивном тоне с шутками: Назаров пообещал, что, если ввести кратные штрафы по экономическим статьям вместо тюрьмы, будет чем заполнить дефицит Пенсионного фонда, а омбудсмен по иностранным инвестициям Кореи Чонг Йонг Ан сообщил, что привлекает инвесторов неформальным общением, словно «домашний доктор». Но потом слово взял заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов, чье выступление заметно подпортило атмосферу веселья и непринужденности.
Начал он с того, что не все предприниматели раскаялись из тех, кто может выйти на свободу, что криминал принимает оболочку предпринимательских структур, налоговые преступления вошли чуть ли не в норму, а рейдерством занимаются официально существующие в компаниях департаменты слияний и поглощений. Наконец, коррупция и развращение государственного аппарата инициированы предпринимательским сообществом, которое дает взятки. Перейдя к гуманизации Уголовного кодекса, Зубов сообщил, что, конечно, заведение уголовных дел только при наличии заявления потерпевшего — это прогресс, но на самом деле отсутствие таких заявлений не говорит об отсутствии преступления — просто бывает так, что у потерпевших «рыльце в пушку», да и рейдерские захваты осуществляются на основе противоправных действий тех, кого захватывают (конкуренты пользуются слабыми местами).
Наконец, Зубов похвастался открытостью следственного аппарата МВД: там создана комиссия с участием общественников и юристов, при этом пришлось поступиться тайной следствия. Поэтому в ответ, сказал Зубов, МВД ждет такой же открытости от бизнеса: информации от служб безопасности компаний, помощи в экспертизах.
Президент «Опоры России» Александр Бречалов не заставил долго ждать ответа от предпринимательского сообщества, отметив, что интонации представителя МВД ему не понравились, ведь надо делать все для того, чтобы общество начало относиться к бизнесу позитивно, поскольку он дает рабочие места и налоги. А если говорить про ущерб, то, если бы по тем громким делам, где проходят чиновники, возместить кратно ущерб, набралось бы на пару госбюджетов, парировал Бречалов.
Поспорила с замминистра и председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, заметив, что бизнесмен — не святой и это задача государства — сделать так, чтобы взятка не была кратчайшим путем к прибыли. Кроме того, она предостерегла Назарова и Титова от непродуманного лоббизма введения кратных штрафов вместо реальных сроков, поскольку в ущерб правоохранители порой записывают всю сумму сделки или прибыли, что совершенно неадекватно.
Обстановку разрядили задающие вопросы бизнесмены (уточняющие, как обратиться к Титову, или благодарящие его за помощь и работу) и Афанасьев, который в условиях ограниченного времени пытался свести длинные предисловия вопрошающих к сути вопроса. Наконец, дотянувшийся одним из последних Василий Бойко-Великий (председатель совета директоров группы компаний «Ваш финансовый попечитель» и президент компании «Русское молоко») в эпатажном бордовом костюме и сапогах-казаках сообщил, что дело по ст. 159 УК против него тянется восемь лет, потому что нет доказательств, и спросил, есть ли у Титова в программе планы по тому, чтобы реформировать судебную систему. Титов почти клятвенно пообещал, что займется этим.
Итог ПМЭФ-2013 для бизнеса подвел Афанасьев: случилось чудо, диалог бизнеса с государством заработал, и если в прошлом предприниматель воспринимался как враг человека, то сегодня — уже не враг, а почти друг, и есть шанс, что в ближайшем будущем общество поймет, что предприниматель — тоже человек.
С видеозаписью трансляции крулого стола ПМЭФ-2013 «Уполномоченный по защите прав предпринимателей — итоги первого года» можно ознакомиться на сайте Форума, перейдя по ссылке.
*Далее приведен текст публикации газеты «Ведомости».