Арбитражный суд просит $1 млрд на разгрузку
декларация о намерениях
В распоряжении Ъ оказалась концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" (в части, касающейся арбитражных судов). Концепция выглядит противоречиво. С одной стороны, к 2011 году численность арбитражных судей должна увеличиться с 3 тыс. до 5,3 тыс. при совокупном объеме финансирования их жизнедеятельности свыше $1 млрд. С другой -- государство ставит задачу существенной разгрузки арбитражей за счет досудебного урегулирования споров.
Президент России Владимир Путин дал поручение правительству "рассмотреть и принять согласованные решения" по концепции развития арбитражных судов.
Концепцию представил председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов на встрече с президентом 15 марта, а уже на прошлой неделе она поступила в Минэкономразвития, являющееся основным разработчиком и исполнителем целевой программы.
В концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" поставлены взаимоисключающие задачи: расширить компетенцию арбитражных судов, передав в их ведение все корпоративные споры, и одновременно снизить нагрузку на судей. Рост числа арбитражных дел, ежегодно составляющий от 10 до 40%, привел к тому, что судья рассматривает в среднем 62 дела в месяц. С такой нагрузкой судейский корпус, состоящий сейчас из 3 тыс. арбитражных судей, справляться уже не в состоянии. Решить проблему предлагается путем "интенсивного развития судов", изменив правила судопроизводства и активно задействовав информационные технологии. Это должно сократить нагрузку на 25-30%, однако жизнь, по мнению авторов концепции, все равно потребует увеличить к 2011 году численность арбитражных судей до 5,3 тыс.
В обращении к президенту Антон Иванов предложил создать условия, при которых сторонам выгоднее будет решать споры без обращения в суд. Одной из мер может стать увеличение минимального размера госпошлины с нынешних 500 до 5000 руб., причем за обращение в вышестоящую инстанцию эта пошлина должна повышаться. Кроме того, предлагается разгрузить кассационную инстанцию, запретив обращаться туда напрямую, минуя апелляцию. В самой же концепции акцент сделан на обязательном досудебном урегулировании административных споров компаний и предпринимателей с госорганами.
Бывший руководитель секретариата ВАС Борис Полонский говорит, что во всем мире уже давно идет поиск альтернативных методов разрешения споров, снижающих нагрузку на суды. По его словам, в Германии из примерно 2 млн требований к налогоплательщикам лишь около 80 тыс. оспаривается в финансовом суде, а остальные споры удается разрешить в налоговых органах. В России, однако, к административным процедурам не готовы сами налоговики: после того как им разрешили самим исключать из госреестра "мертвые" компании, они завалили Арбитражный суд Москвы делами о признании отсутствующих должников банкротами. По словам судей, налоговики таким образом осваивают бюджетные деньги, выделенные на процедуры банкротства.
Помимо административных процедур концепция предлагает развивать примирительные, в том числе с участием отставных судей. "Судьи в отставке во многих странах выступают мировыми посредниками, и эти процедуры очень эффективны,-- пояснил Борис Полонский.-- В английском коммерческом суде, например, свыше 80% дел удается урегулировать с помощью посредников, к которым направляет судья". "Малочисленность судейского корпуса в Англии позволяет поддерживать высокий статус судей",-- уверен завкафедрой Российской правовой академии Минюста Вадим Виноградов.
Действующим судьям, участвующим в коллегиальном рассмотрении дел, предлагается разрешить более открыто высказывать особое мнение. Сейчас особые мнения выражают в основном судьи Конституционного суда, а в арбитражных судах это большая редкость. "Право на особое мнение нужно самим судьям как гарантия их независимости и возможность высказаться против неправосудного решения,-- считает адвокат бюро 'ЕПАМ' Игорь Серебряков.-- Однако для его эффективности нужно, чтобы оно учитывалось вышестоящими судебными инстанциями при оспаривании судебных решений и давало сторонам определенные преимущества". "Судья, аргументированно излагающий особое мнение, показывает подлинную независимость и завоевывает авторитет",-- убежден Борис Полонский. Вместе с тем, по мнению адвоката Константина Скловского, право на особое мнение "идет вразрез с наметившейся тенденцией повышения управляемости судами со стороны их руководителей". "В таких условиях особое мнение столь же бессмысленно, как право командира полка не выполнить приказ командира дивизии",-- считает он.
Сомневающиеся судьи должны получить право ставить вопросы о толковании законов перед ВАС и решать дела на основе полученных ответов. "Это повысит обоснованность судебных решений и позволит судьям не бояться их последующей отмены",-- уверен господин Скловский. Многие эксперты по этому поводу высказали опасение, что значительная загруженность ВАС только усугубит ситуацию со сроками рассмотрения дел.
Для граждан концепция предлагает новые стандарты открытости правосудия: информацию в интернете и свободный проход в здания судов. Сейчас это сложно даже для адвокатов. "Чтобы добиться права беспрепятственного прохода в арбитражные суды, адвокаты вынуждены были обратиться в высшие суды,-- говорит Константин Скловский.-- И даже несмотря на это, некоторые суды игнорируют адвокатские удостоверения, требуя другие документы". В прошлом году, однако, Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению по существу жалобу Сергея Загородникова по причине того, что Арбитражный суд Москвы, куда не мог пройти господин Загородников, "не является публичным". Теперь в концепции ставится задача "избежать массированного обжалования решений арбитражных судов" в Евросуде.
Для решения этой и других задач выдвигается требование о финансировании целевой программы. Затраты, включающие строительство зданий судов, жилья и домов отдыха для судей, учебно-гостиничных комплексов, образовательные программы и зарубежные стажировки, оцениваются больше чем в $1 млрд.
ОЛЬГА Ъ-ПЛЕШАНОВА