Похитители российских судов объявлены розыск Интерполом
Нынешние владельцы трех российских траулеров, задержанных полтора года назад властями Мавритании и проданных впоследствии с публичных торгов, объявлены Интерполом в международный розыск для последующего ареста и выдачи российской стороне, а представители Росимущества совместно с законными судовладельцами направляются в Мавританию для участия в судебном разбирательстве, надеясь на мирное разрешение спора о возврате судов. Об этом рассказали сегодня, 29 ноября, представители ОАО "Архангельский траловый флот" (ОАО АТФ) и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ (Росимущество) на пресс-конференции в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Как ранее сообщалось, летом 2004 года судебные власти Исламской Республики Мавритания приняли решение о конфискации за долги и последующей продаже с публичных торгов трех рыболовецких судов, являющихся собственностью РФ и находящихся на территории Мавритании по договору аренды. Более подробно эту историю осветил Даниил Петров, старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ, которое уполномочено Росимуществом и ОАО АТФ на представление интересов российской стороны в международном судебном споре.
По его словам, в июне 2004 года три российских судна общей стоимостью в 20 млн. долларов - "Капитан Кононов", "Юозас Алексонис" и "Тралмейстер Могутов", - принадлежащие ОАО АТФ, акции которого на 100% принадлежат Российской Федерации в лице Росимущества, были арестованы властями Мавритании, где они занимались рыбным промыслом по договору аренды с фирмой SMTB Shipments Corporation (Панама). Поводом к аресту стал иск мавританской компании Societe de Promotion de la Peche (SPP - Общество развития рыболовства), представившей в суд Мавритании два документа, свидетельствующие о кредитном долге "Архангельского тралового флота" перед SPP размером в 13 млн. долларов. Согласно решению суда, уже через месяц траулеры в счет погашения долга были проданы с публичных торгов, единственным участником которых стала все та же SPP, а в октябре того же года на них был поднят мавританский флаг. С тех пор суда стали собственностью SPP, российская команда была заменена на украинских моряков Керченской базы океанского лова, ходивших ранее на однотипных судах. В настоящее время бывшие российские суда приносят SPP доход в размере около 60 тыс. долларов ежедневно.
ОАО АТФ начало борьбу за возврат судов после того как в декабре 2004 года сменилось его руководство. От имени Российской федерации эту борьбу поддержали Росимущество и МИД РФ, неоднократно направлявший ноты протеста в связи с данным делом. "Действия мавританских властей свидетельствуют о неуважительном отношении отдельных судебных органов власти Мавритании к законным интересам Российской Федерации, об отсутствии у них стремления к установлению дружественных деловых отношений между Россией и новым руководством Мавритании", - процитировал адвокат Даниил Петров текст последней ноты, пояснив при этом, что правительство Мавритании только в августе 2005 года пришло к власти в результате переворота и до сих пор не признано ни одной страной мира.
"Суть проблемы заключается в том, что мавританское правосудие использовало подложные документы, и на их основании мавританским судом без приглашения российской стороны, без приглашения "Архангельского тралового флота" и без уведомления российских дипломатов было вынесено решение о передаче данных кораблей, принадлежащих Российской Федерации, во владение мавританской компании", - подчеркнул адвокат.
"Если "Архангельский траловый флот" не сможет правовыми способами защитить в мавританском государстве свои интересы, единственным вариантом защиты интересов российской стороны станет межгосударственный спор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Мавритания на основании международного договора по морскому праву 1982 года, - сообщил он. - Этот договор предусматривает возможность спора по юрисдикции, когда два государства выясняют, правомерно ли другое государство приняло решение в области морского права".
В то же время по поручению Генеральной прокуратуры РФ Следственным управлением при УВД Архангельской области было возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество" против мавританского гражданина Аббаса Бугурбаля, владельца компании SPP, представившей в суд Мавритании два подложных документа о долге российской компании, и гражданина РФ Вадима Цукалова, владельца панамской компании-арендатора SMTB. По словам юриста, в ходе проверки финансовой деятельности российской рыболовецкой компании как Счетной Палатой РФ, так и Росимуществом никаких следов кредита размером в 13 миллионов, якобы предоставленных SPP, не обнаружилось, а прежнее руководство ОАО АТФ уверяет, что никогда не ставило свои подписи на этих бумагах.
"Самое главное, что не только не было никакой задолженности, но не было никаких правовых отношений между "Архангельским траловым флотом" и этой мавританской компанией, из которых могла бы возникнуть такая задолженность", - утверждает Даниил Петров. Нынешний же генеральный директор ОАО АТФ Юрий Никулин уверен, что имел место мошеннический сговор с целью хищения судов и последующей отмывки денег между арендатором и нынешним судовладельцем, который ранее, еще в советское время, занимался агентским обслуживанием российских судов и был хорошо знаком с морскими порядками и бюрократическими процедурами.
В настоящее время Аббас Бугурбаль и Валерий Цукалов объявлены в международный розыск по линии Интерпола. Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, адвокат пояснил, что после объявления в международный розыск данные лица должны быть задержаны, допрошены и переданы российской стороне. "В самое ближайшее время мы ожидаем направления российской Генеральной прокуратурой международного поручения в Испанию, по месту жительства Валерия Цукалова, для проведения в этой стране следственных действий по пресечению незаконной деятельности, - подытожил Даниил Петров. - По той причине, что данная группа лиц ведет предпринимательскую деятельность именно в Испании, имеет ряд активов в этом государстве".