Юристы Адвокатского бюро ЕПАМ рассказали, как малому и среднему предпринимательству защитить свои интересы.
Уход иностранных компаний с российского рынка дал шанс малому и среднему бизнесу выйти на другой уровень, открыв перед ним новые ниши и рынки сбыта. В свою очередь, государство готово оказать предпринимателям, продвигающим отечественные бренды и сохраняющим рабочие места, все новые виды поддержки.
Однако рост и развитие всегда сопряжены с рисками, с которыми могут столкнуться компании при поиске новых партнеров и выходе на незнакомые рынки. Адвокаты АБ ЕПАМ в рамках бизнес-бранча «Малое и среднее предпринимательство 2023: правовой комплаенс, управленческие решения и лучшие практики», организованного совместно с деловым изданием «Ведомости Северо-Запад», рассказали о том, как МСП защитить свои интересы, получить государственную поддержку и выйти на международный уровень.
Шанс для развития
«Изменения, которые происходят в экономике, требуют решений здесь и сейчас. Крупным предприятиям могут потребоваться месяцы и годы, чтобы перестроиться. Малому и среднему бизнесу, напротив, характерны быстрые действия», – говорит управляющий партнер санкт-петербургского офиса Адвокатского бюро ЕПАМ Иван Смирнов.
По оценке юриста, МСП стало двигателем развития новой российской экономики. При этом в РФ наметился общий тренд на защиту национальных интересов, усиление экономического суверенитета и поддержку отечественных компаний. Перед бизнесом встает задача наладить работу с «дружественными» странами, но предприниматели должны быть готовы вести диалог и с «недружественными» партнерами, так как перспектива возвращения иностранных компаний и продолжения их деятельности в России все же сохраняется. Однако приоритет остается за внутренним развитием рынка, уверен адвокат.
Стоит отметить, что российский бизнес уже начал активно переориентироваться в сторону «дружественных» юрисдикций. Снижение ставок таможенных пошлин на широкий круг товаров, легализация «параллельного импорта», послабление при таможенном оформлении делает азиатский рынок все более привлекательным для предпринимателей. Становятся более доступными финансовые и торговые инструменты. Происходят изменения и в области валютного регулирования. Отменяются требования о проведении расчетов через уполномоченные банки, расширяются возможности замены обязательств и проведения зачетов. Смягчается административная ответственность. Регуляторы начали разрешать расчеты наличными, говорит партнер и соруководитель практики международного торгового и таможенного права Алексей Карчёмов.
Курсом в Китай
Одним из ключевых партнеров для российских компаний стал Китай. По данным Главного таможенного управления, за восемь месяцев 2023 г. объем совокупной торговли России и Китая вырос на 32% до 155 млрд руб.
Перед компаниями, начинающими работать с китайскими партнерами, встают новые задачи. В первую очередь – это проверка контрагента. Для этого необходимо использовать сайты партнеров, изучать официальную информацию и документы (устав, свидетельство о ведении деятельности, лицензии, расчетный счет и т. д.). При заключении контракта важно выбрать, на каком языке он будет составлен.
«При выборе Китая в качестве основной юрисдикции для разрешения споров необходимо перевести договор с английского языка на китайский. При этом если возникнут разночтения в терминологии, то использоваться будет тот термин, который удобен китайской стороне. Поэтому при заключении контрактов важно делать договор на двух языках либо официально согласовать только один. Четко прописывайте условия договора: чем детальней описаны полномочия, права и обязанности, тем лучше для контроля исполнения контракта и разрешения споров», – отмечает Алексей Карчёмов.
Выходящие на азиатские рынки предприниматели должны быть осведомлены и об особенностях трансграничных расчетов в условиях ограничений и запретов. Наиболее часто используемый вариант кредитования при трансграничных сделках сегодня – факторинг. В качестве альтернативных способов расчета бизнес также может использовать зачеты, которые раньше могли проводиться только в специально предусмотренных законом случаях. Сейчас же по указу президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 разрешено напрямую проводить такие сделки. Это касается и уступок. Также стали популярны и бартерные сделки. В основном в таких случаях компания не платит за товар, продает его, а выручку расходует на другие товары, которые идут поставщику. При этом товары должны быть равноценными, в ином случае предусмотрена доплата.
Несмотря на существенные послабления в сфере валютного регулирования, ответственность за нарушения полностью не устранена, подчеркивает Алексей Карчёмов: «Поэтому необходимо предпринимать все доступные меры по соблюдению требований валютного законодательства».
Контроль и порядок
За ростом и развитием бизнеса продолжают пристально следить и российские контролирующие органы. Общий тренд на подъем экономики не изменил их главную задачу: исключить нарушения со стороны предпринимателей и уход компаний в теневую экономику.
«Контрольно-надзорная система сейчас больше настроена на профилактические действия. За последние два года количество проверок уменьшилось на 70%, а до 2030 г. запрещены внеплановые проверки», – напомнил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин.
По данным прокуратуры, в Санкт-Петербурге в 2022 г. количество проверок в отношении предпринимателей снизилось на 73,5 %, с 31313 до 8302 по сравнению с 2021 г. Из них плановые проверки снизились до 59,7%, а внеплановые уменьшились на 77,6%.
Подтверждают улучшение ситуации с проверочными мероприятиями в Санкт-Петербурге и показатели «Индекса административного давления на бизнес» – ежегодного исследования, проводимого с 2019 г. Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей совместно с Институтом экономики роста им. П. А. Столыпина. Согласно последним данным индекса, которые привел Валерий Калугин, Петербург существенно улучшил свои показатели, поднявшись на 59 пунктов – с 70-го на 11-е место.
Откуда берутся уголовные дела
Несмотря на снижение негативной статистики, случаи нарушения законодательства со стороны предпринимателей все еще происходят. Сегодня такие нарушения на разных этапах фиксирует и искусственный интеллект. Например, в ФАС работает информационная система «Антикартель». Платформа использует технологии больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), чтобы автоматически искать картельные сговоры на рынках.
Как отмечает советник, руководитель уголовно-правовой практики АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге Андрей Тузов, нарушения, допущенные бизнесом, сегодня становятся предметом пристального внимания силовых структур. Источниками информации для последних могут стать публикации в СМИ, анонимные обращения, ведомственные и оперативно-следственные подразделения, и даже данные государственных автоматизированных систем. Зачастую на те или иные нарушения со стороны бизнеса жалуются и граждане, которые направляют заявления в силовые органы.
«Не стоит забывать и о прокурорских проверках, по результатам которых могут возбудить уголовное дело или дело об административном нарушении», – говорит Андрей Тузов, добавляя, что прокуратура РФ обладает широкими полномочиями в сфере проверки соблюдения законодательства. Она имеет право возбуждать любое дело об административном правонарушении и давать указания следствию направлять материалы своей проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела.
При этом любое возбужденное дело об административном правонарушении – это точка входа в компанию. Помимо финансовых рисков (наложения крупных штрафов) дело об административном правонарушении может стать основой и для уголовного дела.
Риск-ориентированный подход
Чтобы снизить шанс оказаться втянутым в любые разбирательства с контрольно-надзорными органами, юристы рекомендуют внедрять в деятельность компаний риск-ориентированный подход. Он подразумевает самоанализ предпринимательских операций и четкую оценку рисков, поясняет советник налоговой практики АБ ЕПАМ Екатерина Ролетр.
Основная цель выявления рисков – это анализ операций в пределах открытых для налоговой проверки периодов. В частности, предпринимателям необходимо провести проверку контрагентов (например, при помощи сервиса ФНС «Прозрачный бизнес»). Проанализировать сделки с неочевидной деловой целью, а также те, которые осуществляются с участием посредников. Необходимо учитывать, что в настоящее время ФНС России внедрен механизм выявления так называемых «выгодоприобретателей» по операциям с недобросовестными поставщиками. К сожалению, самый высокий риск доначислений выпадает на долю самых «живых» компаний в цепочке поставки товаров, работ или услуг – именно их принято квалифицировать как выгодоприобретателей и вынуждать к восполнению потерь бюджета.
«Если же такие риски были выявлены, то стоит сразу собирать подтверждающие документы, заручиться поддержкой свидетелей, которые будут согласны подтвердить вашу добросовестность в налоговой службе», – рекомендует Екатерина Ролетр.
Так, чтобы минимизировать шанс нарушений, компании нужно уметь грамотно работать с выявленными рисками. Собрать все документы и доказательства, получить «поддержку» контрагентов, а в случае необходимости и провести собственное расследование при выявлении «внутренних» рисков.
https://spb.vedomosti.ru/partners/articles/2023/10/09/999614-razvitie-biznesa