Групповые иски в судах общей юрисдкции появились в 2019-м, а спрос на них резко вырос лишь спустя три года. По данным судебного департамента при Верховном суде в рамках гражданского процесса, за 2022-й рассмотрели почти 6 000 таких исков. Годом ранее их было в восемь раз меньше. При этом практика по групповым искам еще только формируется и в ней есть ряд сложностей. На конференции проекта Class Action Lab юристы обсудили историю становления этого института, а также проблемы, которые мешают его развитию. Одна из них — ментальная. Люди не доверяют друг другу. […]
Тему с мировыми соглашениями по групповым искам подхватил Денис Архипов, партнер Адвокатское Бюро ЕПАМ. В России, в отличие от США, это редкое явление. По мнению эксперта, злоупотребления, которые возникают при заключении мировой, проистекают из неограниченной процессуальной власти представителя группы. Тот по закону имеет все права и обязанности истца, кроме случаев, предусмотренных коллективным соглашением, объяснил эксперт. У представителя есть соблазн договориться с ответчиком на невыгодных условиях и получить вознаграждение.
Чтобы защитить себя от таких злоупотреблений, члены группы могут заменить того, кто отстаивает общий интерес. Для этого нужно большинство голосов, но многие из членов группы не уделяют достаточно внимания процессу. Поэтому поменять представителя сложно. Ему же, если соглашением группы не предусмотрен порядок заключения мирового, стоит заручиться каким-то решением коллектива, где большинство поддержит единую позицию. Это защитит его от претензий.
Елена Нозикова, Право.ru, https://pravo.ru/story/251238/