10 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №336[1], которым вводятся следующие ограничения на проведение плановых и неплановых проверок хозяйствующих субъектов в 2022 году:
1. Установлен запрет на проведение плановых проверок и мероприятий. Исключение составляют проверки в рамках:
- санитарно-эпидемиологического контроля социальных учреждений, субъектов в области водоснабжения;
- пожарного надзора социальных учреждений;
- надзора в области промышленной безопасности в отношении некоторых объектов ведения подземных и открытых горных работ;
- ветеринарного контроля (надзора) деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.
При этом контрольные органы вместо указанных плановых проверок могут провести профилактический визит, от которого контролируемое лицо не вправе отказаться.
2. Внеплановые проверки могут проводиться только по следующим основаниям:
- при условии согласования с органами прокуратуры – в случае угрозы или факта причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также в рамках контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами, применения контрольно-кассовой техники (по решению руководителя или заместителя ФНС России);
- без согласования с органами прокуратуры – по поручению Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителя, по требованию прокурора в рамках надзора по поступившим материалам и обращениям, при наступлении события, указанного в программе проверок, при возобновлении приостановленного действия лицензии, аккредитации или другого документа разрешительного характера;
- с извещением органов прокуратуры – при проведении проверок в отношении некоммерческих и религиозных организаций (по ограниченному перечню оснований).
3. Все попавшие под мораторий проверки, дата начала которых наступает после 10 марта 2022 года, должны быть отменены единым решением контрольного (надзорного) органа в срок до 15 марта 2022 года включительно.
4. Попавшие под мораторий проверки, которые не завершены по состоянию на 10 марта 2022 года, должны быть завершены до 17 марта 2022 года включительно. При этом предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано исключительно в случае выявления фактов нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций, ущерба обороне страны и безопасности государства.
5. Срок исполнения предписаний, выданных в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий до 10 марта 2022 года и действующих по состоянию на эту дату, продлевается на 90 календарных дней. В случае необходимости возможно дополнительное продление по ходатайству проверяемого лица.
6. Контрольные (надзорные) органы вправе проводить в отношении контролируемых лиц профилактические мероприятия, мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований.
7. Введенные ограничения распространяются на контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в соответствии с Федеральными законами «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Например, на проверки ФНС России, ФАС России. Указанные ограничения не распространяются на проверки правоохранительных органов.
Авторы: руководитель практики антимонопольного права Наталья Коростелева, партнер Мария Кобаненко, старший юрист Игорь Гаврилов.
_________________
[1] Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.