Что произошло?
Генеральная прокуратура проверит золотодобытчиков. Несмотря на санкционное давление и принятые в этой связи послабления в области контроля и надзора, экологическая повестка продолжает оставаться актуальной.
Кому важно?
Предприятия горнодобывающего комплекса.
Чего ожидать?
Если по результатам проверки будут выявлены нарушения, предприятию грозит:
- досрочное принудительное прекращение права пользования водными объектами, лесными участками;
- приостановление или аннулирование лицензий на пользование недрами, эксплуатацию опасных производственных объектов, обращение с отходами I-IV классов;
- доначисление с применением повышающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» могут быть применены такие меры прокурорского реагирования как направление предостережения о недопустимости нарушения закона, вынесение представления об устранении нарушений, возбуждение производства об административном правонарушении или направление материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.
Чем рискуем?
Объем и вероятность наступления конкретного риска зависит от специфики производства, используемых технологий и текущего состояния системы экологического менеджмента. В частности, наиболее вероятны:
- дополнительные финансовые затраты на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, на внесение сумм платы за НВОС, а также на прохождение административных процедур по получению разрешений, лицензий и согласований заново;
- штрафы, как правило, до 1 млн. рублей по различным статьям КоАП РФ за нарушение требований в области пользования водными объектами и недрами, загрязнения окружающей среды, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений и т.д.;
- административное приостановление деятельности всего предприятия или отдельного участка (цеха) на срок до 90 суток по решению суда, а в отдельных случаях – по решению Ростехнадзора;
- уголовная ответственность менеджмента компании в области государственного регулирования и экологии, в частности, по ст. 171, 246, 247, 250, 251, 254, 255, 260 УК РФ;
- иски прокурора, уполномоченных органов и граждан о возмещении вреда окружающей среде: недрам и почвам, водным объектам и водным биологическим ресурсам, атмосферному воздуху, а также иски по ст. 1065 ГК РФ об ограничении, приостановлении, прекращении или запрете деятельности компании как создающей угрозу причинения вреда окружающей среде.
Комментарий
С момента издания приказа Генпрокуратуры России от 15.04.2021 № 198 прослеживается все более активный интерес органов прокуратуры к вопросам экологической безопасности: прокуратура не только может передать материалы проверок по подведомственности, но и непосредственно привлекает к проведению своих собственных проверок специалистов отраслевых надзорных органов (Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, региональных министерств), а также пользуется широким возможностями профильных лабораторий и экспертов и принимает меры прокурорского реагирования по вопросам негативного воздействия на окружающую среду, использования и охраны компонентов окружающей среды, обращения и использования вскрышных пород, отходов добывающей отрасли и эксплуатации объектов их размещения, гидротехнических сооружений, опасных производственных объектов.
Непринятие мер по своевременному оспариванию результатов проверок (предостережений, представлений прокуратуры и предписаний надзорных органов) существенно повышает риски удовлетворения исков о возмещении вреда окружающей среде и облегчает стандарт доказывания истца.
В соответствии с устоявшейся практикой приоритет имеет денежная форма компенсации вреда окружающей среде на основании соответствующих такс и методик, зачет затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды возможен, но требует тщательного и своевременного обоснования.
Адвокаты Бюро имеют обширный отраслевой опыт сопровождения контрольно-надзорных мероприятий с участием прокуратуры, профильных федеральных ведомств и региональных надзорных органов, а также оспаривания решений и предписаний органов надзора и контроля в сфере экологии и природопользования, в том числе, в судебном порядке. За получением дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь к указанным выше контактным лицам.
Авторы: партнер Тарас Рабко, старший юрист Анастасия Бойцова
Данный материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением. ЕПАМ, его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для Ваших целей и не несут ответственности за Ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования содержащейся в данных материалах информации или какой-либо ее части.