Юридические компании стали предоставлять новую услугу — по заказу предпринимателей они «очищают» хозяйственную деятельность от подозрительных налоговых сделок.
Компании все чаще отказываются от схем налоговой оптимизации, предпочитая соответствовать представлениям налоговиков о добропорядочном налогоплательщике, отмечают все опрошенные B&FM юристы.
Смена налоговой политики компаний произошла в этом году: организации стали реже обращаться к юристам с просьбой разработать схему минимизации налогов и все больше заказывают «очистку» отчетности от подозрительных операций, рассказывает адвокат компании ЕПАМ Николай Аверченко. Юристы уже дали этой услуге определение — консервация налоговой политики. Возрастающая популярность «консервации» объясняется как экономическими, так и политическими причинами. «Компании понимают, что налоговая экономия может обернуться штрафами, доначислениями, приостановкой деятельности, ущербом для деловой репутации. Наметилась еще одна тенденция: в том случае, если налоговое законодательство допускает двоякое толкование, стало непрофессиональным давать советы поступать так, как выгоднее предприятиям, без учета судебной практики и позиций налоговиков при проверках»,— рассказывает Аверченко.
Организации чаще стали обращаться к юристам с просьбой проверить бизнес с точки зрения юридической безопасности, соглашается партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.
Популярностью пользуются услуги по проверке структуры хозяйственных связей компании с точки зрения доктрины деловой цели. Особенно актуально это для тех компаний, чьи сделки необычны, подчеркивает Пепеляев. «Очистку» хозяйственной деятельности заказывают не только для компании: граждане просят юристов разработать способы возврата средств в Россию с минимальным риском привлечь интерес государственных органов, отмечает Пепеляев.
Популярность «консервации» налоговой политики привела к появлению так называемых игрушечных судебных процессов. Суть в следующем: юрист, затрудняющийся определить налоговые риски той или иной операции, инициирует по ней судебный спор с ми нимальной суммой иска (2-3 тыс. руб.). После чего в зависимости от решения суда советует клиенту либо использовать этот метод, либо отказаться от него. «Если речь идет о больших деньгах, то мы готовы спорить с налоговиками.
Однако прежде чем решиться на ту или иную операцию, мы всегда обращаемся к юристам с вопросом — смогут ли они обеспечить нам выигрыш в суде»,— рассказывает руководитель отдела налогового консалтинга крупной компании.
«Консервация» налоговой политики — вынужденная мера: государство стоит на стороне налоговиков, говорит главный бухгалтер производственного холдинга. «Отказаться от использования схем — еще не значит оградить себя от претензий налоговиков: то, что еще вчера считалось допустимым, завтра может стать незаконным»,— предупреждает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Ксения Батанова