27 января 2013
Журнал «Эксперт» публикует комментарий Ивана Смирнова в статье об инвесторах в регионы Северо-Запада

Экономика и финансы - Столкновение с действительностью

Инвесторы, рассматривая вероятность реализации своих проектов в регионах Северо-Запада, ожидают от местных администраций прозрачных и стабильных правил игры. Однако зачастую этим надеждам не суждено сбыться

Многие региональные администрации напоминают мне официантку, работавшую в одном из ленинградских санаториев. Пышная и вальяжная, она важно обращалась к ожидавшим ее клиентам: „Потерпите – вас много, а я одна“. Власти ведут себя с инвесторами точно так же. Банально не принимая в расчет, что инвесторов становится все меньше, а конкуренция между регионами возрастает. Значит, необходимо предпринимать усилия, чтобы привлечь инвесторов на свою территорию». Образное сравнение, сделанное одним из участников круглого стола «Двери распахнуты: регионы Северо-Запада в борьбе за инвестора», прошедшего в рамках III Форума крупного бизнеса Северо-Запада, как нельзя точно отражает суть проблем, с которыми ежедневно приходится сталкиваться бизнесу, желающему идти в регионы.

В путах теоретических воззрений

Государство с чрезмерным усердием занимается развитием инвестиционного процесса, чиновники хотят быть консультантами потенциальных инвесторов, говорит начальник аналитического отдела Банка БФА Денис Демин. Волею судеб государство сделалось не только администратором денежных ресурсов, но и инвестором, пытаясь контролировать все и вся. Представьте себя международным инвестором, рассматривающим вероятность размещения производства в одной из стран мира, предлагает Демин. Первая развилка – нужно ли вообще открывать новое производство в условиях глобальной, весьма сложной экономической конъюнктуры? Временной промежуток, который интересен инвестору (10-15 лет), в настоящий период очень сложно просчитать с точки зрения экономических перспектив.

После выбора опции «Открывать» возникает новая развилка – в какой стране? И смотрит инвестор не на налоговые льготы, которые готов предоставить условный регион того же Северо-Запада России, а прежде всего на макроэкономические показатели территории, в которую он готов вкладываться. Инвестор приходит на рынок сбыта, куда хочет поставлять свою продукцию. Один из основных показателей – демографическая ситуация, и здесь Россия проигрывает: в стране в среднесрочном периоде потребительский рынок расти будет слабо. Молодежи очень мало, высокая нагрузка со стороны пенсионеров делает рынок малопривлекательным для бизнеса. «Поэтому требовать от региональных чиновников роста экономики в отрыве от макроэкономического контекста достаточно тяжело», – констатирует Демин.

Генерального директора института территориального развития «Урбаника» Антона Финогенова беспокоит также отсутствие достоверной экономической информации из регионов. «Мы знаем огрехи муниципальной статистики, ситуацию с непубличностью целого ряда секторов. Поэтому проводим собственный анализ экономического развития Северо-Запада и территорий региона», – рассказывает он. Результаты подобного анализа свидетельствуют: муниципальным образованиям следует определить приоритеты долгосрочного развития. «Многие муниципалитеты находятся в путах теоретических воззрений, пытаясь проводить инвестиционную политику пути многоотраслевого промышленного развития. Понятно, что подобные устремления, базирующиеся на неверной фактологической основе, ничем, кроме лозунгов, не заканчиваются», – отмечает Финогенов.

Рецепт в данном случае прост: определить реальные, а не популистские, направления развития. Для некоторых территорий достаточно сфокусироваться на модернизации уже действующих предприятий с реализацией новых технологических переделов. Другим требуется активнее привлекать новых инвесторов. Прежде всего это касается монотерриторий, которым необходимо минимизировать риски, связанные с зависимостью от одного-двух предприятий. Ведь диктат одного игрока зачастую приводит не просто к негативным социальным последствиям, но и к стратегическим ошибкам. Примеры, когда градообразующий бизнес покидает муниципалитет, оставляя его у разбитого корыта, не так уж редки.

Проекты, которые реализуют инвесторы в регионах Северо-Запада, безусловно, могут стать драйверами роста для местных экономик, однако следует понимать, что пиковые показатели привлеченных инвестиций уже пройдены, подчеркивает управляющий филиалом Транскредитбанка в Санкт-Петербурге Елена Кондратюк. Проекты, которые сегодня запускаются в регионах, могут лишь дополнить общий инвестиционный фон, а их успешность во многом зависит от того, насколько качественно бизнес подходит к обсуждению планов, в том числе касающихся финансирования. «Банки готовы предоставлять кредитные ресурсы, но инвестор должен создать прозрачный и понятный бизнес-план, включающий в себя условия проекта, его финансовую привлекательность, источники погашения кредитных ресурсов. К сожалению, бизнес-проекты в регионах зачастую грешат тем, что инвестор представляет неполную информацию», – признает Кондратюк.

«Банки неохотно финансируют проекты, рассчитанные на долгосрочный период погашения кредитов, так как „длинных“ денег сейчас мало. В приоритете краткосрочные проекты. Срок кредита влияет в том числе на размер процентной ставки. Инвестор хотел бы зафиксировать ставку на весь период кредита, но банку сложно это сделать, если рассматривается долгосрочный период. А плавающая ставка, которую предлагает банк, невыгодна инвестору, которому сложно просчитать свои обязательства и итоговую стоимость проекта», – объясняет Елена Кондратюк.

Не берите пример с Петербурга

Санкт-Петербург, если пользоваться терминами ритейла, – якорный участник промышленной зоны «Северо-Запад», и именно он во многом должен быть примером для других регионов округа. Это подтверждают и исследования «Урбаники»: по сути, город на Неве (точнее, петербургская агломерация, включающая прилегающие районы Ленинградской области) – единственный в регионе полноценный многоотраслевой промышленный центр. Конкуренцию ему может составить только Калининград.

Однако Северная столица лидирует скорее по количественному показателю, а не по качественному (в общероссийском контексте). Концентрация в агломерации сборочных предприятий при отсутствии достаточного количества высокотехнологических производств уже в среднесрочном периоде приведет к тому, что город может почувствовать отток бизнеса.

Ставка на бизнес, связанный с привлечением предприятий, ориентированных на потребительский спрос, безусловно, приносит быструю отдачу, но не стоит забывать, что такой бизнес зависим не только от демографической ситуации, о чем было сказано выше. Важную роль играют технологические циклы (быстрое устаревание предприятий) и высокая зависимость от колебаний спроса на потребительском рынке (возможность легкой передислокации производственного актива). Поэтому важно заниматься взращиванием своих уникальных преимуществ, создавать полноценные сырьевые и технологические кластеры, развивать инжиниринговые сервисы – формировать основу для более глубокого «прорастания» конкурентоспособных отраслей, а не рассчитывать на постоянный рост, связанный с потребительским рынком.

Впрочем, Денис Демин уверен, что экономическое развитие Петербурга во многом зависит от потребителя. Население увеличивается, следом повышается спрос на товары. По мнению Демина, масштаб рынка Северной столицы и статус мегаполиса зачастую недооцениваются. «Если сделать Петербург комфортным местом для потребителя, то экономический рост будет насаждаться не сверху, а снизу. Приток населения обеспечит постоянный спрос, а потому нужно не только искать промышленных инвесторов, но и работать над постоянным улучшением среды обитания», – рассуждает он. «Петербург в части комфортности городской среды далеко впереди по сравнению с другими городами России, но это во многом естественное историческое преимущество. Но если сравнивать с городами Европы, мы серьезно отстаем по уровню комфорта жизни и находимся в существенной зоне риска», – дополняет Антон Финогенов.

Привлечь государство

Драйверами инвестиционного роста могут стать промышленные зоны и индустриальные парки. Исследование компании PETERLAND показывает, что на территориях Петербурга и Ленинградской области более 75 площадок, к которым можно применить понятия «промышленная зона» или «индустриальный парк». При этом большинство площадок в Ленобласти расположены вблизи границы с Петербургом.

«Мы проанализировали все эти площадки по ключевым критериям – локация, транспортная доступность, инженерная обеспеченность, правовой статус собственности, степень освоенности, стоимость земли – и получили нерадостный итог: потенциальных инвесторов могут заинтересовать от силы 10-12 промзон», – поделился генеральный директор PETERLAND Юрий Зарецкий. Остальные попросту не готовы к размещению инвесторов, особенно иностранных, привыкших к определенному уровню сервиса и наличию всей необходимой инфраструктуры. «Мировой опыт показывает, что без поддержки государства развитие таких промышленных зон невозможно», – объясняет Зарецкий.

«Анонсируемые в последнее время частные индустриальные парки так и остаются, по сути, бумажными проектами. Те же немногочисленные девелоперы, которые довели уровень развития своего парка до необходимого уровня инфраструктуры, испытывают большие сложности с его заселением: уж больно высока для предприятий цена этого заселения», – замечает Зарецкий.

Исключительно частный парк создать крайне тяжело, согласен управляющий директор «ВТБ Капитал Управление Активами» Владимир Вишневский. «Мы осторожно подходили к развитию индустриального парка „Марьино“, понимая, что нужно изначально создать для резидентов приемлемые условия размещения производств, – рассказывает он. – Проект реализуется совместно с администрацией Петербурга на основании инвестиционного соглашения. Поэтому очевидны три основных критерия успешной деятельности: собственно готовность к партнерству, наличие финансовых ресурсов и первичного реального спроса».

Индустриальный парк Greenstate (проект реализует компания «ЮИТ Лентек») – пример как раз стопроцентного частного бизнеса. Директор по продажам объектов коммерческой недвижимости «ЮИТ Лентек» Мария Кравцова обращает внимание на то, что конкурировать за потенциальных инвесторов с аналогичными площадками в других регионах России петербургским промышленным зонам сложно. Цена размещения здесь гораздо выше в силу объективных причин: стоимость присоединения инженерных мощностей, земли и сервисных услуг в Северной столице в разы больше. «Конкурентные преимущества Петербурга и Ленобласти – качественный рынок сбыта, а также выгодное географическое положение, в том числе доступность услуг сразу нескольких портов. За счет этого мы и выигрываем конкурентные войны», – полагает Кравцова. Одной из таких побед стало решение «Сименс – Технологии Газовых Турбин» разместить свое предприятие в Greenstate.

От общего к частному

Владимир Вишневский перечисляет условия, которые важны для инвесторов: преемственность, четкое исполнение принимаемых решений, прозрачность и ясность совершаемых правительством Петербурга действий. Требования эти очевидны: инвестиционные проекты, как правило, носят долгосрочный характер, и подстраиваться чуть ли не каждый год под новые правила игры инвесторам крайне сложно.

Петербург стабильностью в этом отношении похвастаться не может – достаточно вспомнить отмену сразу нескольких инфраструктурных проектов в минувшем году. Партнер АБ ЕПАМ Иван Смирнов напоминает, что бизнес так и не получил внятного объяснения от Смольного относительно причин пересмотра инвестиционных соглашений. «Если прежде между бизнесом и властью был диалог, то теперь даже монолога нет. Да, различные „дорожные карты“, улучшающие условия работы бизнеса, разрабатываются, но бизнесу крайне сложно прогнозировать инвестиции при отсутствии понятных правил игры», – говорит Смирнов.

На взгляд директора по взаимодействию с органами власти компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Ярослава Зубилова, успешному развитию Петербурга должно способствовать и создание необходимой инфраструктуры. Представители ВВСС, реализующей комплексный проект по реконструкции и развитию аэропорта «Пулково», неоднократно предлагали проекты роста инвестиционной привлекательности города. Один из основных – введение облегченного визового режима. «Во многих странах, таких как Япония или Сингапур, право безвизового посещения предоставляется на 72 часа. Введение подобного безвизового режима для аэропорта „Пулково“ приведет к росту пассажиропотока, к развитию туристической отрасли и бизнеса, а как следствие – к увеличению поступлений в бюджеты всех уровней», – убежден Зубилов.

«Идеальная власть обслуживает интересы общества, в том числе бизнеса. Но у меня такое ощущение, что теория общественного договора, ставшая общим местом в политологических рассуждениях, так и осталась теорией. Спрашивать инвесторов об их нуждах администрации чаще всего не считают нужным», – комментирует уполномоченный по связям с органами власти компании «БСХ Бытовые Приборы» Антон Рассадин. «В основном сложности, с которыми сталкиваются крупные инвесторы при реализации проектов, сводятся к наличию большого числа регламентов и административных процедур. Их упрощение, открытость и доступность городских властей для обсуждения новых перспективных инициатив бизнеса могли бы серьезно повысить инвестиционную привлекательность города», – продолжает уполномоченный представитель по взаимодействию с органами власти компании JTI Александр Матросов.

Констатируем: инвесторам крайне необходимо восстановление качественных взаимоотношений, скажем так, с «повседневным государством» в лице региональных администраций, которые постоянно общаются с бизнесом, обеспечивая прозрачность принятия решений и устанавливая обратную связь. Пора уже забыть про популярный термин «ручное управление», благодаря которому на Северо-Западе реализуется большинство инвестиционных проектов. Государству необходимо создавать современную промышленную инфраструктуру, развивать транспортные и энергетические проекты. И самое важное – формировать благоприятные условия для ведения бизнеса.

Георгий Дмитриев

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ