Экономика и финансы - Наша формула чуда
Макроэкономическая стабильность необходима, чтобы Россия могла дешевле привлекать внешние заимствования. Однако внешние заимствования мы привлекать не будем, чтобы не нарушать макроэкономическую стабильность
Похоже, основным лозунгом Владимира Путина на посту президента будет «Осторожность и осмотрительность». Во всяком случае, во всем, что касается экономики и финансов. Таковы главные впечатления от прошедших обсуждений бюджетной политики российского правительства.
На прошлой неделе бюджетная политика на период будущего президентского правления Путина была в центре внимания коллегии Министерства финансов. Почти ничего принципиально нового сказано не было: Владимир Путин в очередной раз пообещал «решать задачи национального развития, используя макроэкономическую стабильность как фундамент всех наших планов и инициатив». Соответственно, в очередной раз была подчеркнута необходимость проводить последовательный курс на обеспечение сбалансированности бюджета. «Даже небольшой дефицит для России, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры, — это риск, и мы должны его минимизировать», — подчеркнул Путин.
Однако среди этих формул, известных с кудринских времен, немало любопытных деталей. В частности, избранный президент заявил, что «надо очень осторожно относиться к наращиванию долговых обязательств, это касается и внутренних, и внешних заимствований». Такой поворот, похоже, оказался сюрпризом для министра финансов Антона Силуанова, и тот в результате попал в неудобную ситуацию. Объясняя необходимость увеличения Резервного фонда вдвое, до 7% ВВП, глава Минфина заявил: «Для чего это надо? Увеличение резервов, увеличение страховки федерального бюджета улучшает наш инвестиционный рейтинг. Улучшение инвестиционного рейтинга приводит к тому, что снижаются ставки по заимствованиям, которые Российская Федерация осуществляет». А затем, похваставшись, что Минфин провел исключительно удачный выпуск еврооблигаций, Антон Силуанов вынужден был отыграть назад со словами: «Мы не будем увеличивать объем внешних заимствований, с тем чтобы не создавать различные курсовые и конъюнктурные риски. Нам это не нужно».
Разумеется, Министерство финансов с радостью согласилось с необходимостью формирования бездефицитного бюджета и сокращения государственных расходов. «Наша задача заключается в том, чтобы денежный навес, который возник в период кризиса, постепенно сокращать, доводя объем расходов до реальных возможностей федерального бюджета», — отметил Силуанов. И тут же услышал очередное требование избранного президента действовать осмотрительно. «За счет чего было достигнуто снижение инфляции? — напомнил Владимир Путин. — За счет того, что мы с вами не пожадничали, дали денег в реальный сектор на поддержку сельского хозяйства. И в самое трудное время двухлетней засухи и мирового финансово-экономического кризиса селян поддержали прямыми деньгами из бюджета. Не побоялись, дали эти деньги, и продовольственная инфляция у нас — бум — упала до предельно низкого уровня. И это тоже способствовало общей задаче снижения инфляции. Поэтому всегда нужно смотреть на проблему в совокупности».
Очередного призыва «быть крайне аккуратными» глава Минфина удостоился уже за программу бюджетных реформ на период до 2015 года, в рамках которых планируется изменить подходы к определению самой сути госуправления. «К сожалению, Владимир Владимирович, мы еще по-прежнему любим иметь большие сети бюджетных учреждений, большие штаты. Если ставится задача какая-то, то мы говорим: для этого нужно построить несколько зданий, для этого нужно разместить дополнительную численность сотрудников и так далее. Это все неправильно, это старый, по сути дела, пережиток, старый подход к реализации государственной политики, — выговаривал министр финансов главе правительства и будущему президенту. — Сегодня необходимо, чтобы работники бюджетной сферы работали более эффективно, не сидели с утра до вечера, заполняя какие-то бланки, а оказывали услуги гражданам. И вопрос повышения заработной платы необходимо решать не путем уравниловки. Необходимо сконцентрировать внимание на оплате труда тех специалистов, которые, по сути дела, тянут на себе всю работу, а не тех, которые являются балластом». Тут-то Путин и призвал главу Минфина к аккуратности, напомнив, что «у нас не должно быть только самоцелью механическое сокращение всех штатов, к этому тоже внимательно надо относиться».
Единственной, но потенциально революционной новостью стало предложение Владимира Путина перечислять подоходный налог в бюджеты по месту жительства налогоплательщика. Как выяснилось, сегодня муниципалитеты не заинтересованы в увеличении объемов строительства жилья, потому что кроме нагрузки на инфраструктуру и местный бюджет они ничего не получают. «Вот если бы от увеличения количества жителей при строительстве жилья у них увеличивались бы налоги, поступающие в местные бюджеты, то тогда они боролись бы за каждый такой проект», — заявил Путин.
У специалистов пока нет общего мнения о перспективах реализуемости этой идеи. «Сейчас подоходный налог перераспределяется в бюджет того субъекта, где зарегистрирован работодатель, который удерживает налог с доходов своих сотрудников, — объясняет Игорь Шиков, руководитель налоговой практики адвокатского бюро “ЕПАМ”. — Но ведь источником налогового поступления является работник, который часто проживает в ином регионе. Поэтому в целом было бы более справедливо, если бы налог с его доходов перечислялся в бюджет его региона, а также в местный бюджет по месту его жительства. Что нужно сделать для этого? Со стороны работодателей — ничего! Они и так по действующим правилам раз в год сдают отчетность, из которой видно, сколько дохода они перечислили каждому работнику и сколько налога было удержано. Кроме того, в этой отчетности содержатся данные о месте жительства работника, а также его ИНН, который позволяет сразу установить привязку к его региону и муниципалитету. То есть для реализации идеи нужно всего лишь улучшить администрирование внутри налоговых органов и органов казначейства. Следует только придерживаться простого правила — бизнес удерживает и платит федеральный налог в федеральный бюджет одной суммой, а все остальные перераспределения должны делаться внутри бюджетной системы, не обременяя бизнес и не перекладывая на него часть функций государственного управления».
Анна Крыгина, старший юрист «Пепеляев Групп», настроена более пессимистично: «В случае принятия предложений Владимира Путина касательно уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщиков первыми жертвами практической реализации идеи станут финансовые отделы организаций-работодателей, отвечающие за удержание и уплату НДФЛ в бюджет, поскольку новый порядок уплаты налога потребует оформления дополнительной документации и более пристального внимания к изменению места жительства работников. Это нововведение также может негативно сказаться и на работниках. Так, в случае перечисления НДФЛ по неверным реквизитам (например, в ситуации, когда работник сменил место жительства, а работодатель об этом не был уведомлен) задолженность перед бюджетом возникнет у работника, на которого и может быть возложено бремя негативных последствий в виде доначисления пени и штрафа. Неоднократно сталкиваясь с тем, что налоговые органы на местах не могут правильно разнести платежи физических лиц в довольно простых ситуациях, можно представить, что путь реализации этой идеи будет длинным и сложным».
Максим Рубченко, Яковенко Дмитрий