Вызовы ВТО
Экономическое измерение политического решения.
Ситуация с вступлением России в ВТО выглядит достаточно странно. Уже сейчас, когда от членства в этой международной организации отечественную экономику отделяет несколько месяцев, чиновники и деловое сообщество в первую очередь говорят не о преимуществах, которые получит страна, а о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы не потерять целый ряд отраслей. Ключевой повод для беспокойства: на международные рынки Россия экспортирует в основном сырье, на которое правила ВТО не распространяются, а ввозит готовые товары. Поэтому с экономической точки зрения вступление страны в ВТО оказывается выгодно в первую очередь нашим внешнеторговым партнерам: США и Евросоюзу, для которых российский рынок является одним из самых перспективных в мире. А о значимых выгодах для российской экономики речи в таком случае вообще не идет, во всяком случае в ближайшее время.
Так что вступление в ВТО можно с уверенностью назвать политическим решением. В пользу этого утверждения говорит еще и следующее: налицо недостаток взаимодействия государства с бизнесом, даже по ключевым вопросам членства в ВТО.
"Был проведен ряд мероприятий, но многие из них носили закрытый характер, да и сам переговорный процесс за все 18 лет был тайной за семью печатями, - говорит Иван Смирнов, партнер адвокатского бюро ЕПАМ. - Никто из делового сообщества, я думаю, до конца не знал, что именно происходит в конкретный момент переговоров по конкретной отрасли. Хотя во всех странах процесс вступления в ВТО был открыт для бизнеса. Ведь в этом весь смысл: чтобы отечественный бизнес входил в ВТО наиболее безболезненно и подготовленно".
Существует и пользуется большой популярностью мысль о том, что вступление в ВТО даст нашей экономике стимул к модернизации, которого в тепличных условиях у нее не было. Логика проста: вслед за снятием внешнеторговых барьеров (а в большинстве случаев это будет заключаться в снижении экспортных пошлин) на отечественный рынок хлынут импортные товары, после чего нашим обрабатывающим отраслям ничего не останется, кроме как повышать эффективность и конкурентоспособность своей продукции. Звучит крайне привлекательно, но чересчур абстрактно. "Вряд ли вступление в ВТО может дать стимул для развития конкуренции, - сомневается Иван Смирнов. - Те административные и институциональные проблемы, которые существуют в национальной экономике, не позволяют говорить о выстраивании какой-то нормальной конкурентной среды вне ВТО. В том числе для экспортно ориентированных секторов экономики".
Правила защиты автопрома
Тем не менее не стоит недооценивать усилия, приложенные российскими переговорщиками к спасению наиболее уязвимых отраслей. Список отраслей, для которых вступление в ВТО может повлечь серьезные угрозы, определяется как раз остротой обсуждений: это агропромышленный комплекс и автопром. И хотя мало кто знал, о чем конкретно велись переговоры в рамках вступления в ВТО, условия вступления в организацию оказались на порядок выгоднее, чем могли бы быть. Разберемся по порядку.
Для отечественного автопрома членство России в ВТО означает конец эпохи протекционизма. Сейчас пошлина на ввоз легковых автомобилей составляет 30%. Сразу после присоединения к ВТО она снизится до 25%, а через семь лет - до 15%. Снизится пошлина и на подержанные иномарки: первые пять лет она будет составлять 25%, а затем в течение двух лет упадет до 20%. Теоретически это может означать падение цен на импортные автомобили и соответствующее падение спроса на отечественные марки, которые до этого держались на плаву именно из-за принадлежности к нижнему ценовому сегменту. Однако вероятность того, что дилеры предпочтут интересы отечественного потребителя возможному увеличению выручки, крайне мала. Так что разрыв цен на отечественные и иностранные марки автомобилей фактически останется прежним. Соответственно, и структура спроса не претерпит серьезных изменений.
И это, кстати, не единственный повод для оптимизма отечественных производителей. В распоряжении властей после снижения ввозных пошлин останутся нетарифные методы регулирования. Речь идет о так называемом утилизационном сборе, механизм выплаты которого уже разработан Минпромторгом. Смысл сбора - привлечение в бюджет денежных средств, на которые планируется выстроить безопасную систему утилизации автомобилей. Ключевые параметры, по которым планируется рассчитывать величину утилизационного сбора, это возраст автомобиля и объем двигателя. Издание "Коммерсантъ-Online" сообщает, что для новых ввозимых машин величина сбора будет варьироваться от 10 тыс. до 72 тыс. руб., а для подержанных - от 40 тыс. до 614 тыс. руб.
При этом производителям, чьи заводы располагаются на территории страны, не придется платить утилизационный сбор, достаточно будет предоставления "гарантийных обязательств" по самостоятельной утилизации машин через какое-то время.
Отдельную радость от введения утилизационного сбора испытают производители грузовых машин и автобусов. Стоит отметить, что для них вступление в ВТО предполагает еще более кардинальное снижение пошлин, нежели для коллег из сегмента легковых машин. К примеру, пошлина на новые самосвалы массой от 20 т сразу после присоединения к организации составит 10% (сейчас 25%), а через три года опустится до 5%. На подержанные самосвалы падение будет еще существеннее: с 30 до 15% сразу после вступления, а через три года - до 10%. Однако, по мнению экспертов, величина утилизационного сбора на грузовые автомобили (от 700 тыс. до 1,5 млн руб., по информации "Коммерсантъ-Online") позволит отыграть потери от снятия торговых барьеров.
Точно сказать, будет ли в итоге введен утилизационный сбор, нельзя - все-таки хитрость, придуманная российскими властями, идет вразрез с правилами ВТО. Но тот факт, что государство всеми силами пытается отстоять отечественный автопром, необходимо отметить. Более того, у нас остался еще один немаловажный козырь: соглашение о промышленной сборке, согласно которому зарубежные автопроизводители, открывшие производство на территории страны, получают право беспошлинно ввозить автокомпоненты к машинам. Взамен они обязаны соблюдать два условия: локализовать производство до 60% и выпускать в год не менее 300 тыс. автомобилей. Еще до того как вопрос о вступлении в ВТО был решен, соглашение подписали такие автогиганты, какVolkswagen, Ford, Renault-Nissan и General Motors. Фактически соблюдение соглашения означает привязку этих компаний к российской земле минимум до 2018 года. Это, конечно, не отменяет вопрос о судьбе российских брэндов, но дает им возможность выжить в условиях кооперации с иностранными производителями. Если же эти возможности будут упущены, высок риск того, что конкурировать на российском рынке автопрома будут иностранцы-импортеры и иностранцы-производители.
АПК: кругом только риски
Не так оптимистично выглядит ситуация с отечественным сельским хозяйством. Рисков для отечественного АПК в условиях вступления в ВТО хоть отбавляй. Во-первых, разумеется, снизятся пошлины и квоты на ввоз сельскохозяйственной продукции. Приведем наиболее "шокирующие" для отечественных производителей цифры, затрагивающие одну только свиноводческую отрасль. Пошлина на ввоз живых свиней снизится одномоментно в восемь раз - до 5%, пошлина на субпродукты снизится с 25 до 15%, внутри квоты в 430 тыс. т пошлина на ввоз мяса свиней вовсе обнулится. При этом угрозы роста импорта по более низким ценам затронут не только свиноводов, но и производителей говядины, птицеводов, молочников, рисоводов и др.
Во-вторых, не стоит ждать существенного улучшения для отечественных экспортеров сельскохозяйственной продукции, например производителей зерна. Практически неизменными останутся квоты на ввоз зерна в страны ЕС из России, а экспорт на восточные рынки будет ограничен из-за недостаточной инфраструктуры.
В-третьих, негативно скажется на будущей конкуренции высокая себестоимость продукции отечественного АПК. В силу ряда причин цены на российскую сельхозпродукцию, как правило, выше, чем у иностранных конкурентов. Некоторые из этих причин, такие как высокая цена заимствования или низкая производительность труда, теоретически устранимы. Но вот, к примеру, особенности российского климата, существенно влияющие на себестоимость продукции, вступление в ВТО изменить не сможет. Это, кстати, еще один довод в пользу того, что сам по себе АПК без поддержки со стороны государства выжить не сможет.
И наконец, в-четвертых, не до конца отработаны меры государственной поддержки. Отметим, что в ходе переговоров о вступлении в ВТО Россия выторговала себе существенные льготы по возможности субсидирования АПК: с $9 млрд величина господдержки к 2018 году должна снизиться до $4,4 млрд. Это дает определенные поводы для оптимизма, однако главный вопрос заключается в следующем: потянет ли российский бюджет такие суммы для поддержки АПК? Судя по недавнему выступлению первого вице-премьера Игоря Шувалова в Совете Федерации, не потянет. "Откровенно вам скажу, я не вижу ресурса у Российской Федерации в настоящий момент предоставить помощь сельхозпроизводителям в том объеме, что мы выторговали в процессе присоединения к ВТО, - заявил чиновник. - Это очень большой объем, я сомневаюсь, что у нашей бюджетной системы есть такие возможности".
Тем не менее сейчас в правительстве спешно разрабатывают меры поддержки отечественных производителей: решают, кого и как спасать первым. Из последних предложений: создать с нуля мясное скотоводство и выйти по нему на самообеспечение. Стоит также отметить, что у страны кроме прямого субсидирования есть еще возможность применять целый набор стимулирующих мер, входящих в так называемый "зеленый ящик" поддержки. Сюда входят мероприятия, не оказывающие прямого влияния на уровень цены сельскохозяйственной продукции, но делающие жизнь производителей комфортнее: формирование инфраструктуры, ликвидация последствий стихийных бедствий, финансирование науки и пр.
Кстати, с точки зрения нетарифных методов защиты экономики у российского правительства довольно большое пространство для маневра. И это касается не только отраслей АПК. "Все страны используют нетарифные барьеры, - говорит Иван Смирнов. - Если мы посмотрим на передовые экономики, они все очень активно используют любые механизмы защиты своей промышленности. Приведу пример США, где за последние десять лет было принято более 3500 фитосанитарных и порядка 7000 технических барьеров. Второй пример - Китай, который, несмотря на крайне экспортно ориентированный характер промышленности, всеми правдами и неправдами пытался не выполнять взятых на себя обязательств. Образно говоря, это была методика "шаг вперед - два шага назад'': исключение одного барьера с последующим введением дополнительных".
К сожалению, список отраслей, для которых вступление в ВТО представляет угрозу, не ограничивается автопромом и АПК. Ухудшение внешнеэкономической деятельности может ждать даже нефтяников и газовиков. "Первоначально при создании правил ВТО, включая Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), не предполагалось, что они будут распространяться на международную торговлю энергоресурсами, включая торговлю углеводородами и электроэнергией. ГАТТ не предусматривает прямых положений касательно энергетической отрасли, которая, вполне очевидно, имеет свою специфику по сравнению с прочими товарами. Однако со вступлением в ВТО крупных стран - производителей нефти, например Саудовской Аравии, а теперь и России, вопросы, связанные с международной торговлей энергоресурсами, стали актуальными для ВТО, - рассказывает старший юрист юридической фирмы "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Давыденко. - В ходе переговоров по вступлению России в ВТО иностранные государства требовали от России также сближения внутренних цен на нефть с уровнем мировых цен на нефть, рассматривая разницу между такими ценами как скрытую форму субсидирования национальных производителей. До сих пор принципиальной позицией российских переговорщиков был отказ от сближения внутренних и внешних (экспортных) цен на нефть. Тем не менее не исключено, что в ходе последующих раундов переговоров этот вопрос будет обсуждаться вновь и на Россию будет оказываться достаточно сильное давление с целью склонить ее к выравниванию внутренних и мировых цен на энергоносители".
Немного позитива
Список выигравших от вступления в ВТО гораздо меньше. Речь не идет о правительственных манифестах, согласно которым Россию ждет улучшение делового климата, приток инвестиций и технологий из развитых стран. Более прагматичные выгоды, и то не сразу, получит считанное количество производителей. В числе первых - металлурги, на продукцию которых приходится основная доля ограничительных мер, принятых странами-импортерами. Второе место занимают производители минеральных удобрений и представители химической промышленности.
Дискриминационное отношение западных стран к продукции отечественной черной металлургии и химической промышленности связано в первую очередь с ее высокой ценовой конкурентоспособностью. Экономически это связано с рядом факторов, например дешевой рабочей силой, однако западные страны - члены ВТО не упускают возможность ввода ограничительных пошлин или антидемпинговых мер для российской продукции. В условиях ВТО Россия получит возможность решать все эти вопросы в рамках выработанных механизмов.
Дополнительно следует отметить, что большие преимущества от членства в торговой организации получат отечественные ритейлеры - благодаря появлению на российском рынке дешевой импортной продукции и той самой пресловутой конкуренции, в которую придется вступить отечественным производителям. Этот фактор, кстати, может полностью нивелировать заявления о том, что от вступления в ВТО выиграет в первую очередь российский потребитель. Дешевизна импортной продукции, освобожденной от высоких пошлин, может почти полностью перейти в прибыль торговых компаний - в лучшем случае потребитель заметит лишь небольшое удешевление.
По большому счету, говорить о том, что ВТО - это вызов для отечественного бизнеса, в корне неверно. В первую очередь это вызов для государства, которому в ближайшее время предстоит решить целый ряд важных вопросов: от формирования уполномоченного органа, который будет рассматривать обращения российского бизнеса по вопросам защиты национальных интересов и использования механизмов ВТО для разрешения возникающих споров, до выработки действенных мер по поддержке наиболее уязвимых к снятию внешнеторговых барьеров отраслей.
Дмитрий ДИКОВ