Бизнес раскритиковал законопроект Федеральной антимонопольной службы об ужесточении наказания за картели. В РСПП и «Деловой России» считают, что это усилит давление на предпринимателей. Как пишет РБК, деловые объединения направили свои возражения в Госдуму — там будут рассматривать инициативы антимонопольщиков. ФАС предлагает увеличить тюремные сроки за картельный сговор, максимум до семи лет. Также ведомство претендует на право самостоятельно проводить выемку документов и требовать информацию от силовиков.
Такая борьба с картелями пугает не только крупный, но и средний, и даже малый бизнес, рассказал “Ъ FM” сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Под определение картеля может попасть любой протокол заседания отраслевого союза или ассоциации, даже таких организаций, как “Деловая Россия”, РСПП, ТПП, “Опора России”, если в этом протоколе будет что-то о ценовых условиях функционирования той или иной конкретной отрасли. Ты сидишь, шьешь сапоги, и вдруг тебя объявляют участником картеля только лишь на том основании, что ты принимал участие в каком-нибудь заседании или круглом столе Союза обувщиков, плюс к этому ты выступил где-нибудь на форуме, плюс, участвовал в каком-нибудь ужине, ничего, собственно, при этом не высказав и даже не зная о том, что в одном из субъектов Российской Федерации твоя доля оказалась уже настолько значительной, что тебя обвиняют в доминировании и злоупотреблении. Вот это все категорически не годится.
Настолько усиливается давление со стороны ФАС, что мы просто будем бояться что-либо делать. Сейчас мы боимся инвестировать, помимо рисков инвестирования, теперь возникли риски функционирования. Мы должны создавать ситуацию, когда хочется составлять конкуренцию действующим игрокам. У нас крен в противоположную сторону — наказывать тех, кто уже есть, и никак не заниматься созданием условий для тех, кто мог бы войти на рынок, но боится».
Российская экономика действительно страдает от картелей, но это во многом вызвано неудачной системой госзакупок, отметил партнер юридической компании Art De Lex Ярослав Кулик. По его мнению, законопроекты антимонопольщиков просто закрепляют наиболее удобные для них трактовки закона и не решают проблему по существу:
«Конечно, уровень картелизации высок, но нужно распознавать правильно причины появления картелей. Количество барьеров для добросовестного участника госзаказа колоссально. Именно конструкция контрактной системы потворствует таким практикам.
При этом я не отрицаю значимости самой по себе борьбы с картелями, но картель картелю в той практике, которую можно встретить в судах, рознь. Настоящих дел о ценовых сговорах на товарных рынках очень мало, а подавляющее большинство — это сговоры на торгах. Последние очень относительно могут называться картелями. Судьи видят, что компании на самом деле не ограничивали конкуренцию. И принятие такого пакета, по сути, предрешило итог этой правовой дискуссии, а она требует внимательного и глубокого обсуждения».
Помимо ужесточения сроков, ФАС предлагает и послабление — в два раза повысить пороги ущерба, за которыми следует более жесткое наказание. При этом во многом новые полномочия антимонопольщиков выглядят оправданными, считает партнер адвокатского бюро ЕПАМ Евгений Большаков: «Я не уверен, что в каждом случае ответственность окажется выше по новому закону. Как только каждое завершенное антимонопольное дело по картелям будет заканчиваться возбуждением уголовного дела, то и в отсутствие сроков произойдет фактическое ужесточение, которое может выполнять роль превенции. Что касается полномочий, связанных с выемками, получением дополнительных документов, надо понимать, что картель — это наряду с антимонопольным нарушением еще и преступление. И довольно странная ситуация, когда ФАС будет оперировать одними доказательствами, а правоохранительные органы другими. В этом смысле я скорее поддерживаю некое, если угодно, приближение полномочий службы к полномочиям правоохранителей, потому что, в общем-то, предмет доказывания будет одним и тем же».
Ранее в ФАС заявляли, что готовы обсудить «антикартельные» законопроекты с бизнесом и, возможно, внести поправки, хотя и не по всем позициям.
Автор Сергей Гусев, Коммерсант FM