2022 год оказался одним из самых богатых на законодательные инициативы – сфер, которых регулирование не коснулось, практически не было. Ведущие российские эксперты – о том, какие принятые законы будут влиять на рынок коммерческой недвижимости, ритейла, логистики, e-commerce и индустрию гостеприимства в 2023-м, и что готовит год грядущий.
Екатерина Верле, советник, соруководитель практики недвижимости и строительства АБ ЕПАМ:
Для коммерческой недвижимости оказались значимыми инициативы, которые внесли временные послабления в разрешительные режимы градостроительной деятельности. В числе них – упрощенные механизмы получения разрешительной документации на строительство, внесения корректировок в проектную документацию на стадии строительства, прохождения первичных и повторных градостроительных и экологических экспертиз.
Так, например, появился мораторий на подготовку отрицательных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, если такая экспертиза проводится на федеральном уровне. В ряде случаев было разрешено не проводить повторную экологическую экспертизу. Прояснились некоторые вопросы, которые ранее не были разрешены в законодательстве. Например, появился специальный порядок выдачи разрешений на строительство в отношении объекта недвижимости, расположенного на нескольких смежных участках (ранее принципиальная возможность размещения одного объекта недвижимости на нескольких земельных участках могла быть подвергнута сомнению).
Появились и временные послабления для девелоперов, эксплуатирующих опасные производственные объекты (например, в составе промышленных предприятий или сетей газораспределения). В частности, была предусмотрена возможность эксплуатировать опасный производственный объект (ОПО) по адресу, не указанному в лицензии на эксплуатацию ОПО, если юридическое лицо имеет такую лицензию, выданную в отношении другого адреса. Это более чем актуально для девелоперов, имеющих ОПО на разных площадках.
Под занавес 2022 года был принят долгожданный закон, предусматривающий возможность принятия органами власти единого документа, объединяющего генеральный план (документ территориального планирования) и правила землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). С формальной точки зрения, генеральные планы и правила землепользования и застройки направлены на решение принципиально разных задач: первые определяют планируемое развитие территорий, вторые отражают уже существующие территориальные требования и ограничения. Однако на практике четкого разделения между этими документами не было, состав сведений в них зачастую совпадал или, что хуже, противоречил друг другу. Закон устраняет рассинхронизацию между этими двумя видами градостроительной документации, что, безусловно, упрощает жизнь девелоперам.