Закон о защите капиталовложений: новое слово в отношениях государства и инвесторов | комментарии Дмитрия Степанова для РАПСИ
Как теперь будут строиться отношения между бизнесом и государством в инвестиционной сфере, каким образом государство может предоставлять субсидии и какие инвестиционные проекты не могут быть предметом соглашения о защите и поощрения капиталовложений (СЗПК) - партнер адвокатского бюро ЕПАМ Дмитрий Степанов прокомментировал РАПСИ основные положения принятого Госдумой в третьем, окончательном чтении федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в РФ".
Стабилизационная оговорка
В соответствии с законом инициатива о заключении СЗПК может исходить как от самого инвестора, так и со стороны государства. При этом в обоих вариантах организация, реализующая проект, вправе рассчитывать на стабилизационную оговорку (защиту от изменения законодательства - прим. ред.).
"Если вы реализуете крупный проект, то вы вправе притязать на то, что государство не будет менять регуляторную среду. В рамках частной проектной инициативы посредством электронной системы "Капиталовложения" заключается соглашение о защите и поощрении капитальных вложений. В соглашении государство обязуется не повышать, условно говоря, таможенные пошлины, не вводить какие-то новые регуляторные ограничения и в зависимости от того, сколько вы даёте денег, вам могут быть даны разные послабления", - поясняет Степанов.
Он уточнил, что при частной проектной инициативе соглашение заключается в заявительном порядке. В этом случае государство не может отказать инвестору.
"Есть другой режим - публичная проектная инициатива. Государство, условно говоря, обращается к инвесторам: не хотите ли вы участвовать, например, в какой-то большой стройке? Объявляется конкурс. В рамках этого конкурса государство отбирает инвестора с наилучшими условиями и дальше также даёт ему некие стабилизационные оговорки", - рассказал эксперт.
Субсидии и тарифы
Государство может предоставлять различные субсидии не только в рамках СЗПК, но и по так называемым связанным договорам, которые направлены на содействие реализации инвестиционного проекта.
"Например, я собираюсь строить дорогу и для этого я получаю кредит. Соответственно, если кредитный договор будет признан связанным договором со строительством дороги, то субсидии по процентам на кредит, могут распределены на кредитный договор", - указывает адвокат.
Он также обращает внимание, что в отличие от первоначальной версии законопроекта государство не будет замораживать тарифы под конкретный инвестиционный проект. Однако это вовсе не означает, что инвестор не может самостоятельно договориться, например, с энергоснабжающей организации об условиях поставки электричества.
"Закон позволяет мне, как инвестору, заключить договор с энергоснабжающей организацией о том, что в ближайшие 10 лет я буду оплачивать её услуги по фиксированному тарифу несмотря на то, что он повысится. Но для этого, допустим, я обязуюсь все эти 10 лет потреблять определенное количество электроэнергии. Это такой компромисс для тех и других, но это не буквальное регулирование тарифа. Энергоснабжающей организации никто не указывает, что со мной нужно заключить договор по определенной цене", - подчеркнул Степанов.
Ответственность сторон
Как и любой другой договор, СЗПК устанавливает ответственность за нарушение его условий. К примеру, публично-правовое образование обязано возместить ущерб, причиненный организации, реализующей проект, в случае применения к ней актов, неподлежащих применению в силу стабилизационной оговорки.
"В законе вводится ограничение ответственности государства. Государство отвечает только за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду. И в рамках сумм, которые оно обязалось сохранить в бюджете", - отмечает эксперт.
Таким образом, реальный ущерб не может превышать размер обязательных платежей, которые инвестор уплачивает в бюджеты соответствующих публично-правовых образований в связи с реализацией инвестиционного проекта. К числу таких платежей относятся, например, налоги на прибыль и имущество организации, НДС, таможенные пошлины.
В свою очередь такие обстоятельства как предоставление инвестором недостоверных сведений при заключении СЗПК, либо неосуществление им капиталовложений будут являться безусловным основанием для расторжения соглашения. В этом случае государство вправе потребовать от организации, реализующей проект, все понесенные издержки.
По словам Степанова, не все инвестиционные проекты могут быть предметом соглашения о защите и поощрения капиталовложений. Так, закон не предусматривает заключение СЗПК в сфере игорного бизнеса, производства алкогольной и табачной продукции, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, строительства жилых домов и ТЦ, а также деятельности финансовых организаций, поднадзорных Банку России.
Никита Ширяев