Альтернатива загсам
Мишустин в своем докладе сообщил, что к 2018 году ФНС планирует создать единую систему идентификации граждан на основе данных загсов – "единое ID". Сейчас загсы с разной периодичностью передают свои данные в ряд госорганов, в частности, в налоговую и социальную службы, пенсионный фонд и ФОМС. При этом никто не проверяет эту информацию, в результате ошибки повторяются в реестре каждого ведомства. Из-за таких недочетов в системе государство теряет до 50 млрд рублей. Речь идет о расходах на маткапитал за рождение несуществующих детей или же, к примеру, на выплату пенсий умершим людям.
К новой системе от ФНС подключат все ведомства, что позволит сопоставлять данные о людях, используемые различными службами. Информация сразу будет попадать в федеральную базу, где автоматически выявятся нарушения. Объединение сведений об одном человеке, считают в правительстве, позволит избежать ошибок и мошенничества, а также перевести соцполитику государства на учет домохозяйств, а не физлиц.
Маркировка – "слежка" за товаром на пути к потребителю
Кроме того, в апреле заработает система контроля легальности происхождения товаров за счет их маркировки и соответствующей уплаты налогов при движении от поставщика к потребителю. В системе используются радиочастотные метки для отслеживания "жизненного" цикла товара, сейчас новшеством охвачены лишь изделия из натурального меха. Впоследствии его планируется распространить другие категории товаров.
Если программа действительно позволит отслеживать движение товара от производителя до потребителя, это существенно усложнит использование фирм-однодневок и в целом сделает бизнес-процессы более прозрачными для налоговых органов, считает руководитель налоговой практики Адвокатского бюро ЕПАМ Сергей Калинин. Такая инициатива, отмечает эксперт, укладывается в глобальный тренд по обмену информацией между странами, что делает бизнес более открытым для фискальных органов. "По-видимому, уже в ближайшее время полагаться на недоступность для налоговых органов информации об активах или сделках станет невозможно", – полагает Калинин.
Горизонтальный налоговый мониторинг или ловушка вертикали
В начале 2015 года, напомнили в ФНС, был внедрен первый блок автоматизированной информсистемы "Налог-3", построенной с применением облачных технологий, и сегодня регистрация по всей стране ведется централизованно в онлайне. В конце года был запущен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физлиц и работы с задолженностью. Создана централизованная база, где сконцентрирована информация о 55 млн транспортных средств, 35 млн земельных участков, 70 млн объектов недвижимости и более 180 млн лицевых счетов по имущественным налогам граждан.
В этом году, отметил глава ФНС, планируется внедрение третьего блока АИС "Налог-3" по администрированию юрлиц и предпринимателей, который почти втрое превышает суммарное количество пользователей первого и второго блоков. В ФНС убеждены, что после запуска всей системы резко возрастет степень прозрачности для ведомства каждого физлица и любой компании.
ФНС уже строит планы по широкому внедрению "налогового мониторинга" – открытию организациями своей внутренней отчетности для налоговиков. Это позволит проявлять большую лояльность в условиях кризиса и предоставлять налоговые отсрочки для "непроблемных" плательщиков. "Горизонтальный налоговый мониторинг – прогрессивный инструмент налогового администрирования, который позволяет налогоплательщиком заранее спрогнозировать налоговые последствия совершаемых операций", – считаетстарший юрист Адвокатского бюро "Некторов, Савельев и партнеры" Михаил Халецкий. Множество компаний, желающих участвовать в этой программе, сейчас не могут этого сделать из-за ряда ограничений, отмечает юрист, добавляя, что ее расширение можно лишь приветствовать.
"Колпак большого брата"
Внедрение системы "Налог-3" однозначно повысит степень налоговой прозрачности налогоплательщиков, убежден управляющий партнер коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимир Старинский. Вполне естественно, отмечает эксперт, что, чем обширнее база, тем больше информации по ней можно проверить. "С другой стороны, государство должно обеспечить гарантии бизнесу, чтобы не допускать в отношении него беспредела со стороны правоохранительной системы", – добавляет Старинский.
Повышение прозрачности бизнеса в связи с нововведениями прогнозирует и управляющий партнер юридической компании "Архитектура Права" Андрей Зуйков. "Налоговый мониторинг – продукт, востребованный крупнейшими компаниями, где главным налоговым риском является неопределенность", – отмечает юрист. По его мнению, мониторинг будет непопулярен у налогоплательщиков, активно использующих предоставленные Налоговым кодексом возможности для налоговой оптимизации. А среди них основная масса – это малый и средний бизнес.
В эффективной реализации текущим руководством ФНС заявленных реформ не сомневается и партнер юрфирмы "ЮСТ" адвокат Александр Боломатов. "Предложенные меры могут существенно изменить картину налоговых платежей в России, это приведет к переложению части налогового бремени на физлиц, которые ранее были практически не затронуты налоговым контролем", полагает эксперт. Это может существенно поменять сознание граждан, считает Боломатов, – позволит им понять, что они являются налогоплательщиками, а не их абстрактный работодатель.
Среднюю вероятность достижения поставленных ФНС целей за счет внедрения системы "Налог-3" прогнозирует партнер компании "Деловой фарватер" Дмитрий Липатов. "Сама идея перспективная и может оказаться эффективной, но все зависит от того, как она будет реализована и сможет ли система слаженно работать", отмечает эксперт. В том, что качество работы "Налога-3" зависит от исполнения ("массив информации огромный, обработать его достаточно сложно"), убежден и юрист Зуйков. Его прогноз – система выйдет на эффективную работу не в 2016 и 2017 годах, а гораздо позднее.
Настораживают меры по внедрению системы тотального контроля за финоперациями замдиректора департамента аудита и бухгалтерского сопровождения ООО "Аудит Эксперт" Ольгу Черевадскую. "Чем выше цена вопроса какой-либо операции, тем большие усилия прикладываются для того, чтобы избежать контроля над ней, – отмечает эксперт. – Соответственно, под "колпак большого брата" попадут представители малого и среднего бизнеса – те, у кого финоперации и так достаточно прозрачны". Черевадская в связи с этим задается рядом вопросов: "Как всеобщий контроль посодействовует комфортности бизнес-климата? Не повлечет ли владение такой информацией усиление конкуренции только тех, кто обладает достаточным "административным ресурсом"?
Автор: Елена Китова