Российский правовой рынок пережил самую масштабную перестройку за последние 30 лет. Обращаться к юристам стали чаще, конкуренция обострилась, работа стала сложнее, а платят за нее меньше, констатируют эксперты.
В ситуации, которую юристы описывают как «от нестабильности до критичной неопределенности», сохранить устойчивость удалось не всем и не сразу. «Первым «черным лебедем» стала пандемия, вторым — исход из России международных юридических фирм», — комментирует общий тренд управляющий партнер московского офиса, соруководитель судебно-арбитражной практики адвокатского бюро ЕПАМ Денис Архипов. Глобальных изменений при этом не случилось: сначала почти все фирмы на рынке так или иначе пережили пандемию, а теперь большинство команд из ушедших ильфов (зарубежных юридических фирм. — РБК+) продолжили работать в России под новыми брендами, сохранив основную часть клиентов, добавляет он. <…>
Давний тренд, в рамках которого юрист становится для доверителя не просто советником по юридическим вопросам, но и бизнес-партнером, за последний год усилился: акцент смещается с выявления рисков на поиск решений — персонализированных, нестандартных, стратегически верных, способных вывести бизнес клиента на качественно новый уровень, констатирует Денис Архипов: «Это накладывает на юристов дополнительную, зачастую персональную ответственность, не так просто дать клиенту практический совет, как в условиях новой реальности не просто остаться на плаву, но и увеличить отдачу и эффективность работы».
Одно из главных требований у бизнеса к консультантам — новый формат работы и ожидания от результата, соглашается Екатерина Дедова: «Сейчас клиентам не нужны длинные меморандумы, они хотят короткие практические ответы в сжатые сроки, лучше сразу в мессенджере». Помимо этого, от партнера ждут грамотной коммуникации, причем обладание soft skills перешло в разряд первостепенных вопросов, добавляет Архипов. <…>
Марина Шереметева, https://plus.rbc.ru/news/6474dc2d7a8aa950f2859c79