Арестованных предпринимателей становится все больше
В офисе общероссийской общественной организации «Деловая Россия» состоялось заседание Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» на тему «Системные проблем в сфере безопасности бизнеса».
Главным вопросом, обсуждавшимся на заседании, стали пути реформирования уголовного законодательства для того, чтобы оно перестало быть оружием в руках коррупционеров и рейдеров. Исполнительный сопредседатель ЦОП БПК, сопредседатель «Деловой России», общественный омбудсмен по вопросам, связанным с незаконным уголовным преследованием предпринимателей Андрей Назаров отметил,что в 2015 г. в законодательстве произошел существенный откат назад.
Арестованных предпринимателей становится все больше
«Число арестованных предпринимателей в 2015 г. выросло на 40%, и все результаты нашей работы за несколько лет пошли прахом», — сказал он. Для исправления ситуации Андрей Назаров предложил, как он сам это назвал, «фантастический вариант» — декриминализацию 64 статей УК, говорящих об экономических преступлениях, с переносом их в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). «В уголовный кодекс нужно внести статью, что за неоднократное неисполнение этих административных наказаний будет уголовная ответственность — может быть, даже до 10 лет лишения свободы»,— отметил он, подчеркнув, что в противном случае бесчисленные оговорки и инструкции сведут на нет любую либерализацию УК.
Адвокат филиала «Магнетар» Межрегиональной коллегии адвокатов города МосквыМарина Лозинская, поддержав предложения Андрея Назарова, сама выступила с предложением о декриминализации ст. 204 УК «Коммерческий подкуп», отметив, что некоторые наказания по этой статье превышают наказания, назначаемые за тяжелые преступления против личности. «По ч. 4 ст. 204 может быть назначено наказание до 12 лет лишения свободы — как особо тяжкое преступление. У нас даже часть преступлений против личности идет как преступления средней тяжести», — подчеркнула она.
Бизнесменов становится все меньше
Адвокат Центральной коллегии адвокатов, член Общественного совета ЦОП БПК Борис Кожемякин также поддержал предложения Андрея Назарова, заметив, что количество людей желающих заниматься бизнесом, стремительно сокращается. «В 2015 г. лишь 2% школьников заявили, что готовы в будущем заниматься бизнесом. Это катастрофа! Нужно принимать документы, защищающие бизнес. Или мы отказываемся от уголовного преследования бизнеса, или эти процессы будут продолжаться бесконечно! Если мы возьмем пять разоренных регионов и объявим, что УК в отношении предпринимателей там прекращает действовать, то через два года это будут одни из самых процветающих областей!» — отметил он.
Исполнительный вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, поддерживая «фантастический вариант» Андрея Назарова, одновременно предложил ввести в КоАП закон «Об оперативно-розыскной деятельности» статьи, наказывающий сотрудников правоохранительных органов за превышение полномочий.
Адвокат Ярославской Областной коллегии адвокатов Николай Губин поднял вопрос об исключении ареста как меры пресечения при рассмотрении дел по «экономическим» статьям УК и об ограничении злоупотреблений сотрудников правоохранительных органов при изъятии оргтехники как доказательств.
Россия — единственная в своем роде страна
Руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро ЕПАМ, сопредседатель ЦОП БПК Виктория Бурковская обратила внимание собравшихся на чрезмерную краткость положений УПК, говорящих о критериях доказательств. Она выразила возмущение тем, что по делам об экономических преступлениях суд часто опирается либо на показания, данные на следствии (где, по ее словам, человек дает их под давлением), либо на показания соучастников.
«Нужно вводить положение о показаниях соучастников, и не уравнивать их с иными доказательствами , поскольку они заинтересованы в улучшении своего положения и потому дают показания. Кроме того, человеческая память, обладает свойством забывать те или иные детали, поэтому я предлагаю установить некий временной барьер для показаний соучастников», — отметила Виктория Бурковская. Кроме того, она посетовала на то, что Россия — единственная страна, где срок, в течении которого может быть возобновлено расследование закрытого было уголовного дела, крайне длинен, и это доставляет массу неудобств для бизнесменов, в отношении которых после подобного возобновления вновь начинают действовать ограничительные предписания.
Директор Института фундаментальных правовых и экономических исследований в политике Андрей Быков заявил, что предприниматели страдают от бесконтрольности налоговых органов и организации заказных дел. Что касается первого вопроса, то, по словам Андрея Быкова, Генеральная прокуратура и ее подразделения во время проверок налоговых инспекций ни разу не проверяли исполнение ими налогового законодательства , что оставляло инспекции абсолютную свободу рук. Заказные же дела, по мнению директора Института фундаментальных правовых и экономических исследований в политике, стали расти, начиная с 1991 г., когда иностранные спецслужбы и компании начали захватывать российские предприятия с целью избавления от конкурентов.
Он привел совершенно фантастические цифры убытков, которые российская экономика понесла от заказных дел за 1995-2015 гг. — 33 трлн. рублей. Правда, методику подсчета г-н Быков не обнародовал, а сами работы с расчетами, по его словам, опубликованы не были.
Впрочем, раздавались и скептические голоса. Адвокат «Пепеляев групп», занимающаяся административно- правовой защитой бизнеса,Елена Овчарова, скептически отреагировала на предложение Андрея Назарова, заметив, что население не поймет исчезновения из УК статьи «Мошенничество», которая была там, по ее словам, «со времен законов Хаммураппи».
Старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков призвал «не идеализировать предпринимателей ». «Я работаю с ними двадцать лет и не могу сказать, что это самые лучшие люди», — заметил он. Говоря о предложениях по гуманизации ст. 204, он заметил, что это попытка исправить следствие, не устраняя причин.
Маятник качнулся было обратно, но сейчас есть надежда
В рамках заседания также были рассмотрены жалобы нескольких бизнесменов. Представитель челябинского ООО «Донкарб Графит» Денис Каримов рассказал, что входящий в ГК «Росатом» ПО «Маяк» обвиняет «Донкарб» в мошенничестве якобы за поставки некачественной продукции. При этом «Маяк» официально не предъявляет претензий к качеству продукции, но не возвращает полученную продукцию и не расплачивается за нее. После обращения «Донкарб Графит» в арбитражный суд в июне 2014 года, «Маяком» было инициировано дело по обвинению в покушении на мошенничество гендиректора компании А. Лавренова. «Нас вытесняют с рынка- наша доля падает, и на наше место становятся мелкие организации, которые могут только осуществлять механическую обработку заготовок», — заключил Денис Каримов.
Во втором рассматриваемом деле интересы директора и совладельца татарстанского ООО «Керам ресурс» Владимира Лысенко представлял Борис Кожемякин. Он рассказал, что неприятности у бизнесмена начались после того, как он смог добиться у налоговой службы возмещения НДС на 38 миллионов рублей. «Практически сразу же после этого, по тайному письму той же ФНС в сентябре 2015 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, по факту незаконного возмещения НДС. Позже к этой статье присоединилась еще одна — «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»», — отметил Борис Кожемякин. По итогам рассмотрения обоих дел Андрей Назаров предложил принять обращения в МВД и Генеральную прокуратуры по поводу обоснованности возбуждения уголовных дел в отношении бизнесменов.
Закрывая обсуждение, Андрей Назаров сообщил, что все прозвучавшие предложения будут использованы в работе ЦОС БПК и Уполномоченного по защите прав предпринимателей , а также будут обсуждаться на заседаниях, посвященных проблеме малого бизнеса, с участием президента России. «Маятник качнулся было обратно, но сейчас есть надежда, что он пойдет в нашу в нашу сторону», — заключил он.