Москва. 16 июля. ИНТЕРФАКС - Верховный суд (ВС) РФ признал возможность рассмотрения третейскими судами споров о закупках госкомпаний, субъектов естественных монополий и других хозяйствующих субъектов, регулируемых законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), следует из определения судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ.
"Такого элемента публичного порядка РФ как неарбитрабельность споров, возникающих из отношений, регулируемых законом 223-ФЗ, не выявлено", -говорится в материалах ВС.
Вопрос арбитрабельности споров по закупкам госкомпаний был поднят в рамках судебного разбирательства между АО "Мосинжпроект" (100% акций принадлежит Москве) и ОАО "Мостеплосетьстрой", которые заключили контракт на перекладку и вынос инженерных сетей при сооружении станции метро "Спартак". В контракте была оговорка, что споры по этому договору должен разбирать Третейский суд строительных организаций города Москвы при АНО "Центр юридической поддержки строительных организаций города".
Летом 2017 года этот арбитраж по иску "Мостеплосетьстроя" взыскал с "Мосинжпроекта" 5,2 млн рублей. Но госкомпания платить не стала, и тогда "Мостеплосетьстрой" попытался добиться принудительного взыскания задолженности через государственные суды. Арбитражный суд Москвы и апелляционная инстанция удовлетворили требования истца, но затем вмешался ВС. Он счел заслуживающими внимания аргументы ответчика, который упирал, во-первых, на то, что закупка осуществлена в публичных интересах (госпрограмма строительства метро), а не в рамках гражданско-правовых отношений, и, во-вторых, на то, что компания принадлежит столичным властям. А значит, настаивал "Мосинжпроект", третейский суд вести это разбирательство не мог.
СКЭС ВС РФ сразу принимать решение не стала и попросила Конституционный суд (КС) РФ проверить конституционность правовых норм, допускающих рассмотрение в третейских судах споров, вытекающих из договоров, заключенных по правилам закона 223-ФЗ. Однако КС РФ решил, что это вопрос прежде всего единообразия судебной практики, а для ее обеспечения у ВС РФ есть и конституционные полномочия, и необходимый инструментарий.
Вывод, который сделал ВС РФ, получив такой ответ от конституционных судей, заключается в том, что споры заказчиков и исполнителей контрактов, заключенных по нормам закона 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми и, соответственно, могут разрешаться посредством третейского разбирательства. "Законодательство, закрепляя в целом подход об арбитрабельности споров из гражданских правоотношений, не содержало специальных норм об арбитрабельности, полной или условной неарбитрабельности споров из закупок особых видов юридических лиц (регулируемых законом 223-ФЗ - ИФ), - говорится в определении ВС РФ. - Следовательно, к таким отношениям применимы общие нормы об арбитрабельности гражданско-правовых споров, пока федеральным законом не установлено иное".
Эксперты допускали, что СКЭС ВС РФ могла принять и противоположное решение, так как ранее именно по инициативе высшей судебной инстанции, разбирающей экономические споры, сначала в судебном порядке, а затем и на законодательном уровне было установлено правило об неарбитрабельности споров вокруг госконтрактов, которые регулируются близким по направленности законом 44-ФЗ. По их мнению, об этом свидетельствовал сам факт того, что дело было передано на рассмотрение коллегии.
Но в итоге в силе были оставлены акты нижестоящих инстанций, которые признали правомерность рассмотрения спора "Мостеплосетьстроя" и "Мосинжпроекта", а ВС РФ сформулировал позицию, которая задает ориентиры судебной практике, отмечают эксперты.
"Верховный суд, рассматривая дело, сфокусировался не на споре двух сторон, как это часто бывает, а рассмотрел проблему арбитрабильности споров, вытекающих из-за закупок отдельных участников гражданско-правовых отношений, регулируемых 223-ФЗ, в целом, - прокомментировал "Интерфаксу" решение ВС РФ юрист ЕПАМ Михаил Самойлов. – До недавнего времени данные споры относились к категории условно арбитрабельных. Верховный суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не установил запрета на передачу таких споров в арбитраж".
"Верховный суд аккуратно разобрал ситуацию и грамотно разграничил публично-правовые интересы в 44-ФЗ, при использовании государственного бюджета, и гражданско-правовые в 223-ФЗ, при взаимодействии государства с рынком через обычных субъектов гражданских правоотношений, пусть и созданных или управляемых государством, - сказал руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский. - Тем самым он еще раз подтвердил правильность идеологии о необходимости двух раздельных сфер регулирования закупок, пусть иногда и похожих: отдельно для государственных закупок и отдельно для закупок госкомпаний".
По мнению М.Самойлова, определение ВС РФ должно оказать положительный эффект на практику разрешения споров, поскольку участники правоотношений получают возможность чаще выбирать третейское разбирательство вместо обращения в государственный суд.
Впрочем, есть и эксперты, которые, учитывая, что определения коллегий ВС РФ не имеют статуса документов, обязательных для нижестоящих инстанций, более скептичны в отношении перспектив. Поскольку КС РФ ушел от ответа на запрос ВС РФ, то сейчас определенность есть только в рамках конкретного дела, полагает партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Дмитрий Терентьев. "Разъяснений от КС как не было, так и нет, - сказал он. - Это означает, что в будущем суды снова будут рассматривать подобные дела кто во что горазд. Остается только ждать изменений в федеральном законодательстве".
Copyright © 1989 - 2018 Интерфакс www.ifax.ru